Феодосия - Гурзуф, 19 августа - 5 сентября 1986 года

Index


Лето выдалось очень напряжённым и нервным, в какой-то момент я просто собрал рюкзак и уехал в Крым релаксировать. Один. Ниже - повесть о том, как это вышло.


19 августа 1986 года, день первый.

Поезд пришёл в Феодосию в 11:50. Сделал 3 глупости: не набрал воды, не поел, не опустил письмо. Напрямую берегом к Орджоникидзе пройти нельзя – «погранзастава» с куполами дальних РЛС, надо обходить через самый верх горы, туда я сразу и попёрся. В верхнем ярусе Феодосии воды нет совсем, жара неимоверная , еле тащился. Хорошо – нашёлся добрый человек, из стоявшей цистерны разрешил набрать воды. Но все равно невесело, полдень, жара, рюкзак… Вид сверху очень красивый куда ни посмотри – на Феодосию, Кара-Даг, или бухты, особенно мыс Киик-Атлама забавен. Вдоль забора из колючей проволоки тропа (наверно по ней наряд обход делает), по этой тропе удобно идти вплоть до спуска к шоссе. За колючкой ветряки крутятся, электричество для военных вырабатывают. Спускаться тоже неприятно, пошёл к дороге напрямую, без тропы, трава вся в колючках, они лезут в кеды. На подъёме отдыхал примерно через 100 метров. на спуске через 0,5 – 1 км. Выйдя на шоссе подъехал пару километров до посёлка на автобусе, пообедал в кафе «Бриз» (работает с 9 до 17, обед 16:20 – 16:45). Воду в посёлке дают утром до 12 часов и вечером с 17. Опять сглупил, не стал ждать воду и двинулся с запасом 250 мл дальше по берегу, намереваясь «действовать по обстоятельствам». Берег очень неровный, загромождён камнями, так что первая остановка была вскоре за поселковым пляжем. Помочил ножки, вода в море настолько прозрачна, что кажется её нет. Прошёл ещё одну бухту, и тут мне повезло во второй раз (первый – с водой над Феодосией) – попал в бухту, где стоят «дикие» люди, 3 палатки. Обласкали, обогрели, дали место. Уверяют, что это одно из лучших мест на побережье, лесников нет, народу мало, берег хороший. Только деревьев нет вообще, лишь выжженная трава местами. Объяснили, где на окраине посёлка в котельной брать воду, хотя и не круглый день, но все равно здорово – совсем недалеко от нас. На ужин вскипятил чай и сделал бутерброды с сыром, есть не хочется, а вот пить тянет всё время. Надо вечером заваривать 2 кружки. В 21:00 стемнело, буду спать. Соседи – благодетели – из Минска, его зовут Саша, дочка Ира, жену – пока не знаю. Всё.


День второй.

Утром варил макароны, с ними съел целую банку импортной тушёнки (оставлять открытой не решился). Ходил за водой, купил персиков, молока, картошки, отправил телеграмму домой. Хлеб купить забыл. Днём скучно ужасно. И от солнца укрыться негде – пожалуй тент не помешал бы. Кроме того идёт всего второй день, а лежать на пляже уже надоело. Вечером пришли отец с сыном, идут аж с Кавказа, в Феодосии они договорились с военными и их пропустили берегом. Вечером неожиданно поднялось настроение – после супа из мясной начинки с картофелем. Технология приготовления, кстати, такая: днём около магазина подбирается дощечка от ящика, потом на половине такой дощечки полтора литра воды в котелке доводятся до кипения, заваривается чай, а на второй половине картофель варится примерно 20 минут с добавлением сублимированного мяса (продавалось по 80 коп. в пакетиках с надписью «Начинка для пирожков»). Получается неожиданно вкусно и пикантно. Прочитал 3 главы из книги. Всё.


День третий.

Для консервов вырыл ямку и прикрыл камнями (от перегрева), так ночью пришёл лис и пытался эту пирамиду разрыть. Хорошо, что палатки нет, проснулся и отогнал воришку. Был дождик, но небольшой, я даже не стал доставать полиэтилен. Отец с сыном ушли в 9 утра, собираются ночевать уже за Кара-Дагом. С утра ходил за водой и на базар за яблоками и помидорами, хлеб опять забыл. Погода хмурая, над Кара-Дагом молнии сверкают, слышен гром. Решил пройтись берегом, дошёл до Тихой бухты. Отличный пляж, песок, но узковат, в шторм, наверно, палатки захлёстывает. В дороге дождик переждал под камнем. Видел как в море в катер ударила молния, катер остановился, потом подошёл буксир и его потащили. Обратно решил пойти верхом и нашёл замечательную тропу, вместо скакания по прибрежным камням и 2-х мокрых мысов (по пояс), простая тропка примерно посередине серого известкового склона. В походе этом был один недостаток, после очередного купания пошёл в мокрых плавках, ну и стер сами понимаете где. Когда вернулся, то замечательная семья из Минска Саша (милиционер), Тамара и дочь 6-ти лет Ира, приютили от очередной порции дождя в палатке и накормили супом. Вечер ходил в Орджоникидзе – взял воды и отослал 3,5 кг вещей, в т.ч. все тёплые. Прозвониться в Москву так и не удалось. Появилась новая семья с 2-я детьми, из Курска, младшему полтора года, сначала всё хотели влезть на мой пятачок, но потом ушли в расщелину неподалёку, оно им со старенькой палаткой и лучше, от ветра подальше. Проявлял чудеса гостеприимства и угощал пришедших чаем. Говорят, что ездят в это место уже 12-й год подряд. Всё.


День четвертый, 22 августа

Перистые облака второго дня и дождички третьего не обманули. Ночью было несколько дождей, причём 2 сильных. В первом я поплыл потому, что неправильно подвернул полиэтилен, во втором – не знаю уже почему, наверно заполнилась водой ямка, в которой я спал. И т.д., и т.п. Короче ночь не спал почти из-за дождя и ветра (ветер сильный, всё время бил и срывал полиэтилен). Спальник намок и немного вымазался в грязи. Утром сварил супчик и высушил вещи (благо влажность тут низкая), настроение поднялось, особенно когда размялся и согрелся. С утра маленький дождик, потом небольшая облачность. После дождя море спокойное и очень чистое. Плавал с маской и трубкой – дали минчане. Вечером они уехали, и вообще народ разбегается, становится прохладно, ветер усиливается. Завтра в Планерское. Купил персиков и помидоров (маленькие и невкусные), варил гороховый суп – просто дрянь. Курские соседи угостили картошкой с мясом. Прочитал 2 главы. Совсем вечером пришла замечательная девушка Оля из Башкирии, у неё (по слухам) папа большой начальник и даже собственная яхта стоит в Планерском, неожиданно проявила интерес и даже интересовалась координатами, но я (видимо, вспомнив беременную мадам в Москве) уклонился. Дурак. Всё.


День пятый

В 8:30 вышел в Планерское. До Тихой дошёл за час, но там решил идти не по песку, а верхом, по склону горки. Тропа вроде шла, шла, потом кончилась. Склон крутой, осыпь, пробовал выбраться наверх – ещё хуже, застрял. Подо мной метров 30 склон и ещё 10 обрыв, сверху скала. Проторчал час: шагал, фиксировался, отдыхал. Рюкзак не бросил вниз только из-за запасных очков. Потом долго купался, отдыхал. Пройдя 300 метров встретил идущего в том же направлении Сашу Титова из Днепропетровска, он в пути уже с 1-го августа, причём ни разу не подъезжал, конечная точка маршрута - Форос. Как раз окончил архитектурный, заболел воспалением легких, потом решил вышибать болезни клином, и нормально себя чувствует, только на ступне высохшая кожа в одном месте лопнула до кости. Решили идти вместе. В Планерском ели мороженое, пили кофе в очень уютном кафе, на базаре взяли дыню и персиков, потом загорали и купались. Пляж дерьмо за исключением отдельных пансионатских оазисов, насыпан привезённый из карьера колотый камень, лет через 50 может превратиться в гальку. Девицы пристают, но с нами идти не решаются. В 17:30 вышли на Кара-Даг по грунтовке (ближний к шоссе "северный" маршрут), перевалили седловину, красота необыкновенная, особенно спуск к Курортному, сухая трава почти с меня ростом, отдельные купы деревьев на склоне – прямо ландшафтная архитектура. У родника видели небольшую косулю, вообще – девственный уголок, правильно, что сюда туристов не пускают, загадят. Да и Саша вон пустую банку из под тушёнки в кусты запулил.. Хотели спуститься в бухты, вышли к краю обрыва, но не решились – и правильно, потом нам объяснили, что каждый год таким образом кто-нибудь гибнет. Да и совсем стемнело к тому же, спускаться по отвесной стене второй раз за день мне лично очень не хотелось. Дождались луны и, чуть спустившись по гребню, который идёт вдоль моря, заночевали на высоте примерно 400 метров. Ночью было прохладно, но если залезть в спальник с головой, то быстро согреваешься, наверно это влажность.


24 августа.

Подъем 6:20, спустились к Курортному, потом немого назад, в заповедные бухты. Нашли очень симпатичную, с полугротом. Купались, загорали, вдруг: «Вы что здесь?». К счастью это был не лесник, а командированный с биостанции, лесник же встретил нас в 20 метрах от таблички «Заповедная зона», но мы отговорились – рисовать ходили (у Саши торчала из рюкзака пачка плотных листов бумаги) – отпустил. Вышли на биостанцию, набрали воды, нарвали зелёных персиков. За заборчиком пенсионерка в стареньком купальнике возится в огороде, Саша: «Здравствуйте! - /настороженно/ Здравствуй. – Бог в помощь! – /немного оттаивая/ Спасибо – Яблочком не угостите?». В результате получаем пригоршню мелких червивых яблок, но процесс пожалуй был интересней результата.

Из Курортного берегом до В/Ч, затем по асфальтированной дороге в Солнечную долину и Богатово. Ночевать устроились за Миндальным. За день, пока паслись, съели массу винограда разных сортов, мне больше нравится тёмный, Саше – белый, хотя почти весь он технический – для вина, плотная гроздь мелких ягод, очень сочный. Вгрызание головой в сочную виноградную кисть - одно из сильных впечатлений похода. Ещё хорош мускатный. Саша страдает расстройством, но, поскольку понимает, что это от винограда, продолжает есть не останавливаясь. Дал ему левомицетин. Курортное – В/Ч (винзавод) 6 км, В/Ч – С.Д. 3 км, С.Д. – Богатовка – 4 км. Купили буханку хлеба.


25 августа.

Утром собирали с себя клещей, но осенью они вялые, сидят неглубоко. Дорога от Миндального идёт сперва прямо (с обеих сторон миндальные деревья, на которых сидят местные и сразу собирают и чистят от мягкой кожуры орехи), а потом поворачивает налево, в обход горки, чтобы выйти к Судакской бухте около Меганома и погранзаставы. Если же вместо этого на повороте сразу уйти по диагонали направо, мимо склада удобрений, то по тропе через гору выходишь к Судаку гораздо быстрей. Сверху красивый вид на город и окрестности, гора Сокол действительно похожа на птицу, у моря странные горки со срезанными верхушками. Город и вблизи очень приятен. Центральная улица хоть и перегружена автомобилями и магазинами, но всё равно какая-то неспешно курортная. В «Крымском каравае» (одна половина магазин, другая – кафе) подзаправились горячими булочками и какао. Саша в жёлтых трусах с розовыми пятнами от винограда смотрелся несколько странно на фоне всей этой цивилизации. Были в Генуэзской крепости, она восстановлена примерно на половину, осмотрели музей дерева.

На выходе из Судака шлагбаум и пост, с рюкзаками в заповедную зону не пускают, договорились, прошли. Ночевать устроились в первой же красивой бухте, слева от мыса с развалинами рыбхоза. Здесь в каждой бухте по «зелёному патрулю», т.е. человек получает удостоверение и месяц живёт в бухте в своё удовольствие, а за это он должен никого сюда не пускать. Как только граждане начинают спускаться с трассы – сразу свистит. Нашего зовут Володя, Саша с ним договорился за минуту – устали, отдохнём, переночуем, завтра уйдём. Вообще способность Саши договариваться с людьми меня поражает, причем делает он это как бы между прочим, совершенно не напрягаясь.

Ели гороховый. Хорошо бы остаться здесь на 3 – 4 дня и походить кругом. Много думал, не поехать ли уже в Гурзуф, но отложил решение на завтра. Бухта наша хороша тем, что с водой. Вечером собралось в бухте человек 15 таких как мы, ребята из Белорусии подвыпив бегали по бухте с фонарями, так что проходивший мимо пограничный катер остановился напротив метрах в 50 от берега, но подойти не решился.


26 августа.

Подружились с Володей, он разрешил нам остаться до конца недели. Но в 10:00 пришёл пограничный наряд во главе с офицером – обладателем густых казачьих усов. Все говорили, что идут в Судак, у них, а заодно и у Володи, погранец отобрал паспорта и сказал придти за ними в комендатуру. Мы с Сашей сказали, что идём в Морское и остались при документах, но получили строгий приказ уходить. Припрятав рюкзаки ходили через Новый свет в грот Шаляпина и дальше в Разбойничью бухту, но оттуда всех попёр лесник (очень типичный: без майки, но в чёрных брюках и с биноклем). В гроте Саша встретил знакомую. Докупили хлеба и сахара, Саша съедает полбуханки за раз. Вечером загорали, наша бухта очень живописна, выйдем отсюда наверно 28-го, если раньше не погонят.


27 августа.

С утра загорали, галька в бухте очень мелкая и приятная, пришёл лесник и всех прогнал, остались только мы и Володя, Саша пообещал ему собрать на берегу мусор. Вечером Саша и Володя ходили в Новый свет за хлебом, купили ящик пива, принесли 8 бутылок. На Сашу это так подействовало, что он решил остаться, хотя лесник обещал придти 28-го и прогнать всех. А я решил ехать в Гурзуф.


28 августа.

Саша протрезвел, но не передумал. Фотография на память и в 8:00 я вышел в Судак. «Метеор» в 11:45, причал прямо под крепостью, пока ждал съел арбуз. До Алушты 2 рубля, потом рейсовым катером до Гурзуфа. Очень красиво смотрится с моря правая старая часть города: жёлто-коричневые тона, балкончики, крыши и т.п., чувствуется восточный стиль. Пообедав пошёл на Санаторную, койка в том самом доме, где в 82-м жила Алифанова 20 рублей за 8 дней + 5 если не найду себе смену (т.е. за 10 дней). Ходил в поселковый душ, позвонил домой, вечером отсыпался. С 11 вечера и до 2-х ночи под дверью болтали соседки, заснуть не мог.


29 августа - 5 сентября.

Купаться чаще ходил в Ботанический сад. Делается это так: примерно от середины набережной по асфальтированной дороге вверх, потом по диагонали в сторону Ай-Данили мимо сарая по тропе, местами она проходит совсем рядом с забором санатория 4-го ГУ, на трассу выходит рядом с остановкой Ай-Даниль. Подъём занимает около часа, спуск - 45 минут. По трассе до ротонды Ботанического сада идти ровно 10 минут. Потом спуск до берега около получаса, вниз обычно шел через сад, но ни разу не платил - на 100 метрах дороги вдоль забора есть не меньше двух всегда открытых ворот, да и просто с группой можно нагло пройти через главные ворота. А в заборе, отделяющем сад от платного пляжа, тоже дырка, так что экономил. Пляж хороший, особенно нравятся дощатые солярии, народу почти нет. Отдохнуть от солнца в тенёчке и поесть можно опять же в Саду. Обратно иногда добирался катером, да и в самом Гурзуфе людей на пляже всё меньше.

Посмотрел фильмы: «Двойной капкан», «Большая прогулка», «Девица Розмари», «Федора». Цены на фрукты здесь в 2 раза выше, чем в восточном Крыму, зато много зелени и очень красиво. Закатное освещение на Аю-Даге надо бы снимать на цветную плёнку, но - нету. Ходил вверх, за трассу, через виноградники в Ялтинский горно-лесной заповедник, поднялся до кордона «Горное озеро», очень приятное место. Один раз водил за виноградом соседок, точнее одну из них с ребёнком. Если совсем точно, то пришли они как-то с мужиком, сначала водочкой угостили (хотя я отказывался), потом говорят - давай за виноградом сходим, а когда согласился, то та, что с хахалем, неожиданно попросилась остаться, причём именно в моём сарайчике. Короче провели меня как ребёнка. Винограда набрали.

Ем в кафе или готовлю себе сам, интересно, что пить почти не хочется, одного утреннего стакана чая хватает до 5 часов вечера. Хозяйка, увидев как я варю турецкую вермишель (из Москвы дотащил), сразу: «Дай пачку! - У меня одна. - Ну хоть половинку на пробу!» Очень типично, поэтому и не люблю я хозяек. Вообще народ появляется, но на мой сарайчик никто не зарится. Познакомился с новыми жильцами, водил их в Никиту. Уезжал 5-го катером до Алушты, заснял старую часть Гурзуфа, потом троллейбусом до Симферополя, и то и другое по полтора часа. Обед в «Экспрессе», купил фруктов и на поезд. Попутчицы Светы, миленькие такие, дома 6-го в 18:45. Всё.

Тахир
Используются технологии uCoz