×
Галерея Черногория, Будва, 27 мая - 3 июня 2016 Оглавление

27-28 мая. Отель Посейдон

i2016b/b164946.jpg

Отпуск всего 2 недели в году, и поэтому, вырвавшись из душной Москвы, хочется сразу расслабиться и отдохнуть на полную катушку. Не в смысле пьяных дебошей, а, наоборот, без раздражающих факторов. Но на городском пляже уединиться от постоянной суеты сложно, за спиной всё время ездят машины и ходят граждане, чувствуешь себя, как на сцене театра. Единственный понравившийся мне по отзывам отель в пригороде Будвы - это вилла Посейдон на пляже Яз. И мест в отеле навалОм. Вот только из-за запрета Турции и Египта народные массы ринулись в Европу, особенно безвизовую, поэтому даже за три недели до вылета с билетами "туда" оказалась проблема. Пришлось сдвинуть сроки на 2 дня и согласиться на ночной рейс, да и то считай повезло. Таксомотор заказали на час ночи, без двадцати минут он уже ждал около подъезда, доехали за 45 минут. Реальная конкуренция у извозчиков, заплатил те же 800 рублей, что и 7 лет назад. А с учётом инфляции и падения курса рубля, так раза в 2 меньше. В Duty Free литровый сладкий Мартини за 9 евро, цены упали, везде огромные надписи: "Скидки 50%", но пассажиров от этого больше не становится. Наш Боинг 757-200 забит под завязку, долетели почти нормально, только соседка впереди пролила кофе с молоком между креслами, а оттуда мне на ноги. И даже не извинилась. С одной стороны, она типичная курица, но, с другой стороны, то, что я сам до сих пор не сделал подобное в тесноте экономического класса, большая удача. Хотя там и ронять особо нечего, завтрак от Royal Flights традиционно скромный - 2 маленьких слоёных пирожка, один с курагой, второй с яблоками, плюс винегрет и вафли к чаю. Приземлились в 6:15 местного времени, аэропорт маленький, автобусов нет, от самолёта прогулялись пешком до здания аэропорта, а потом долго стояли на улице в очереди в зал паспортного контроля. Чтобы мы не разбежались по полю, поставили ограждение из 5 сотрудниц, рабочие места создают. На границе смотрят только паспорт, ваучер не понадобился. Встречают гид Магдалена и водитель Павел. Кроме нас ещё только пожилая пара, микроавтобус домчал от Тивата до пляжа Яз минут за 15.

i2016b/b165009.jpg

Разместили нас сразу, хотя было только 7 утра, а после небольшого нажима согласились и на завтрак в этот день (в последний день выезжаем из отеля в 5 утра и позавтракать не успеваем). Номер очень хороший, всё новое, качественное, современный дизайн, телевизор LG 42". Простыни белоснежные, матрац отличный. С балкона даже виден кусочек пляжа, хотя бронировался номер "без вида". Точнее, у нас студия, с плиткой и принадлежностями для готовки. На балконе плетёные кресла и современный столик с регулируемыми ножками, я быстро устранил люфт. Сантехника почти новая, только пробка в раковине заедает. Душ отгорожен прозрачным стеклом от туалета, есть фен. Уборка каждый день. Минусы: ни одного крючка для сушки, шампунь не дают, вешалка для полотенец на высоте 2 метра (чтобы не мешала открывать дверь в маленькую ванную комнату). Алла подпрыгивала, чтобы достать чистое полотенце. А уборщицы совсем молодые девчонки, меньше её на голову, как они полотенца туда закидывали, неясно. Количество персонала поражает, пока в разы больше, чем постояльцев. Пол в номере очень холодный, но жарким летом это будет скорее плюс. Нет электрического чайника. Ограждение балкона, как и перила лестниц, из мрамора (или похожего камня). Отель построен на склоне, часть пространства выгрызалась у скалы, поэтому здания разноуровневые. У нас второй этаж в дальнем корпусе, но относительно ресепшена он уже четвёртый. Над нами ещё три этажа, есть лифт, но самая нижняя его позиция - это между 1 и 2 этажами нашего здания, так что для нас смысла в нём не было. Приходилось ходить пешком, до ресепшена вниз 66 ступенек, затем к ресторану вверх ещё 3 и к пляжу 15 вниз. Вообще, лестниц много и все массивные, каменные, и расположены как-то под углом, с привязкой к очередному корпусу, мне очень напомнило Хогвартс. Рядом ещё одно здание, в нём 2 отеля поменьше, Palma и Soba. Но это не та Пальма, что в Будве, тут важно не ошибиться при бронировании. Да и класс у них явно ниже Посейдона, хотя формально те же 3 звезды.

Яз (Jaz) считается одним из лучших природных пляжей Черногории. Протяжённость 1600 метров, в дикой восточной части преобладает крупная галька, напротив отеля галька мелкая, а на западе, ближе к устью небольшой речки, песок. Заход в море постепенный, у берега вполне можно плескаться с детьми. Отельные лежаки в мае-июне были бесплатными, за весь сезон сказать не могу, так как слышал, что в некоторых отелях плату начинают брать с 1 июля. Я насчитал 90 пар лежаков с зонтиками, стоят в 4 ряда, из них 3 ряда - совсем новые. И у всех лежаков есть очень удобная дополнительная планка, которой можно прикрыть голову от солнца. Проложены жёлтые платмассовые дорожки, так что даже в полдень нет опасности обжечь ноги о раскалённую гальку.

Еда в отеле поскромнее турецкой, но всё есть. На завтрак яйца разных видов, сосиски, бекон, каши манная и овсяная, брынза, 2 вида твёрдых сыров, 3 вида колбасы и ветчины, салаты, овощи, мюсли, напитки. Сок разбавленный, из сладостей только печенье с джемом. Кофемашина и несколько видов чая. Вечером 2 супа, всегда есть говядина, свинина и курица, овощи, рыба. Всё довольно вкусно за исключением супов. Полное отсутствие свежих фруктов, напитки вечером за деньги. Придя на завтрак в 7:30 мы были первыми и единственными, но днём приехали 2 автобуса с поляками, он сутки шумели на пляже и создавали очереди в ресторане, но в субботу после завтрака исчезли вместе со своим транспортом. В целом можно было бы оценить отель на 4*. Небольшой магазинчик напротив въезда в отель, цены приемлемые. Столовое вино Вранец по 3-50 за литровую бутылку очень хорошее. Клубника 3-80, вкусная. А и то, и другое вместе, да ещё и с видом на море с балкона, идёт просто здорово. Вечером поляки вернулись с экскурсии и опять устроили дурдом в ресторане, съедают всё быстрее, чем повара успевают подносить. Хуже русских в Турции.

29 мая. Пешком до Sveti Stefan

i2016b/b165028.jpg

На небе сплошная облачность, но постепенно солнце сжигает облака. Толпа поляков за полчаса после открытия ресторана успела съесть весь жареный бекон, а затем они снова уехали на экскурсию, и хотя бы на пляже было тихо. С утра море слегка штормило, около берега метровая полоса грязи, подальше уже нормально. Да и вода потеплела, Алла признала её комфортной для купания. Мы купались и загорали до 10 часов, тщательно пряча обуглившиеся части тела, попили чаю, и двинули на такси в Будву. Сверхзадача - дойти пешком до небольшого полустрова Sveti Stefan, это один из туристических символов Черногории. У отеля соглашение со службой такси, нам выдали специальные карточки, по ним без вопросов везут в город за 5 евро. Хотя зимой, говорят, возят и за 2 без всяких карточек. А с 1 июня должен начать ходить автобус, проезд 1 евро с человека. Можно минут за 40 и пешком пройти 4 км, вдоль дороги в тоннеле есть небольшой тротуар, вполне безопасно. А по пути сфотографировать сверху вид на нашу бухту. Но идти пыльно и жарко.

Первый пункт сегодняшней программы - статуя балерины на камне перед пляжем Могрен, считается символом Будвы. Второй - сам пляж, посмотрели издалека, спускаться было лень. Третий - Старый Город на небольшом полуострове. Большого интереса он не представляет, узкие улочки с магазинами сувениров да 3 церкви. Хотя в католической церкви Христос изображён в довольно любопытной модернистской манере. Но мы (по совету гида) делали ставку на цитадель, это кусочек западной части Старого Города с развалинами церкви XIV века, музеем, библиотекой и видами на город. Музей - комната метров десяти с макетами 3-х кораблей и старым шкафчиком. У библиотеки комната побольше, пол мраморный, мебель хорошая, и книжный шкаф имеется, но это всё. Вид на город интересный, но ИМХО не стоит по €2-50 с человека. В результате только время потеряли, вернулись на набережную ровно в полдень, в цитадели как раз бил колокол. Посмотрели шикарные яхты в порту и озаботились пятым пунктом - купить бандану, а то голова начинает закипать от солнца. Удалось не сразу, мелочёвкой местные торговцы брезгуют, а заодно и быстро начинают раздражаться, если покупатель не готов мгновенно платить деньги за детские банданы 50-го размера. Купили в результате зеленоватую косынку за 2 евро, в тон футболке. Нужно было из дома захватить парочку бандан, памяти никакой. На выезде из Будвы ведутся дорожные работы, трассу расширяют до 4-х полос, затронуло это и идущую ниже пешеходную дорожку. Продирались через типичную стройплощадку с механизмами, материалами и грязью, я прямо вспомнил студенческий стройотряд. Но затем снова уткнулись в решётку. i2016b/b165101.jpg Хорошо, что я догадался её отодвинуть, фактически, она загораживание выход с уже пройденной нами стройплощадки к комплексу Дукля (Dukley Gargens). Начинал его строить Полонский, но традиционно сбежал с авансами. Однако, помня наставления гида про обход по трассе обваливающегося тоннеля, мы сразу за стройкой рванули по лестнице вверх. Напрасно, вид сверху хороший, но идти нужно низом. Тоннель Будва - Бечичи начинается за Дуклей, мрачноватый, хотя и не длинный. На выходе из него было неясно, можно ли выйти к морю через территорию отеля Iberostar, мы на всякий случай обошли отели по дороге и спустились к пляжу вдоль какой-то речушки. В Бечичах отели настоящие, большие, чувствуется индустрия туризма. На пляжах всё ещё много недостроя и недодела, конец мая - разгар подготовки к сезону. Идти жарко, где-то здесь Алла начала ныть, что она устала и обгорела, и продолжала это делать всю вторую половину дороги. Перед Рафаиловичами над пляжем небольшая симпатичная церковь святого Тома, двери закрыты. Все названия прибрежных посёлков от фамилий семей, которые владели этими землями раньше (и владеют сейчас?).

Затем тоннель Бечичи-Каменово, ещё более мрачный, чем предыдущий. К трассе пришлось подниматься только в конце пляжа Каменово, получилось не очень удачно, впёрлись на стройку отеля. Возможно, лучше подниматься чуть раньше, до мостика через ручей. Минут пять по жаре вдоль трассы, купили воды в мини маркете, и снова вниз на пешеходную дорожку, которая вскоре становится вполне себе проезжей дорогой. А дорога через арку вливается в парк, за которым и находится Святой Стефан. Я так до конца и не понял, почему в Черногории настолько много частных закрытых территорий около моря. Или в Югославии не было реальной приватизации, или в переходный период тоже нашлось достаточно прохиндеев, которые заграбастали лучшие куски побережья. Вот и в парке пара частных отелей, доступ на половину территории парка только для своих. И 2 пляжа, которые для постояльцев отелей работают бесплатно, а остальным предлагают платить за лежаки по 75 евро. До Sveti Stefan добрались в 14:40. И вот тут нас настиг настоящий облом, весь остров занят частным отелем и простых граждан не пускают даже на ведущую к нему по песчаной косе бетонированную дорожку. Как и на пляж справа от острова (Свети-Стефан 1), купаться можно только слева (Свети- Стефан 2), куда южным ветром очень некстати нанесло много грязи. Погоревали сидя на полотенце и пошли есть бургеры в гриль-кафе "под деревом". Скорее, чтобы отметиться, есть не хотелось, да и в отеле нас ждал ужин со шведским столом. Я слегка задумался, сколько оставить на чай, но официантка развеяла мои сомнения, просто удержав 1 евро сверх чека. По лестнице поднялись от пляжа к дороге, но там так и не нашли обещанную Магдаленой остановку автобуса, курсирующего вдоль берега. Ближайшую остановку я помнил в Каменово, а это с полчаса пешком. Мы уже снова шли через парк, когда приставучий таксист всё же навязал нам свои услуги. Но я "опустил" его с 20 до 13 евро. Вернувшись на Яз ещё немного помёрзли на пляже, поужинали, посмотрели четвертьфиналы Ролан Гароса и завалились спать. День получился непростой.

30 мая. Экскурсия в монастырь Острог

i2016b/b165168.jpg

Забрали нас в 8:15, тот же красный микроавтобус, что вёз из аэропорта. И те же попутчики, добавилась одна женщина из отеля в Будве. Чуть ближе познакомились с Виктором Ивановичем и его спутницей, у ВИ частный музей паломничества в Москве. Возле Будвы везде ремонт дорог, из-за этого пробки, да и за городом еле тащились. В теории все дорожные работы должны быть закончены к началу сезона, 1 июня, но как-то это пока выглядит сомнительно. Но был в организации той экскурсии и существенный плюс - к верхней части монастыря Острог большие автобусы не пускают, нужно брать такси или идти 4 км пешком в гору. А наш микро въезжает наверх без проблем. Но сначала остановка для утреннего кофе, и только потом по серпантину вверх, до 950 мнум. Василий Острожский - очень популярный в Черногории монах, причисленный к лику святых. Знаменит способностью исцелять разнообразные болезни. Мощи как раз и хранятся в монастыре, и продолжают творить чудеса. А на месте, где святой умер, выросла виноградная лоза, ей уже 350 лет :). Если быть точным, то на территории монастыря 2 церкви, большая Крестовоздвиженская (1665 год) и маленькая Введенская (XVIII век). Именно во Введенской церкви хранится ковчег с мощами святого Василия Острожского. Алла прикоснулась к мощам, а потом решила и свечку поставить. В церковной лавке за 10 центов дают самую тонкую (и ходовую) свечку, в придачу можно попросить и получить бутылочку святой воды и немного масла. На семью дают один комплект. На осмотр двух небольших церквушек был выделен целый час, но и после этого долго ждали, пока пятая участница экскурсии пыталась устроиться в монастырь на несколько дней. И монахи даже выделили ей койку. Но тут она вдруг сообразила, что тёплой одежды у неё нет. Да и бесплатно питаться ходить нужно в нижний монастырь, а ей это будет трудно. Полчаса потеряли из-за неадекватной тётки. Быстро спустились в нижний монастырь, посмотрели церковь Св. Троицы XIX века и скорее обедать. Мы взяли по форели (порция 2 рыбки) и чай, за всё 19 евро.

i2016b/b165200.jpg

Третьим пунктом программы стоял храм Воскресения Христова в Подгорице, совсем новый, освятили в 2013 году. Вмещает до 5000 верующих (в теории, на самом деле сомнительно), что очень много по меркам страны, где всего 620 тысяч жителей. Но весьма скромно по сравнению в Дуомо в Милане, где одних статуй 3400, а вмещает собор до 40 тысяч человек. Тем не менее, оформлена церковь хорошо, производит приятное впечатление. Неясно только, почему рядом с церковью установлен крест Николе Тесле, он вроде был серб (или хорват).

Напоследок хотели проехать по дамбе через Скадовское озеро, долго крутились в окрестностях столицы, но выбраться так и не смогли, дороги перекрыты из-за прилёта какой-то важной персоны. Время на этом потеряли, в отель вернулись в 17:15, экскурсия заняла ровно 9 часов. Неясно, как экскурсия на весь день с суммарной выручкой 125 евро может окупить автобус, водителя и гида. Или у них очень маленькие зарплаты, или пока они работают в убыток.

Час на купания, вода стала ещё более комфортной. В маркете докупили вина и персиков. Только начали пить мартини на балконе, как через наклонную перегородку из соседнего номера стал рваться поляк с проспектом его родного города, это где-то около Гданьска. Услышал русскую речь и решил брататься. Пенсионер из того времени, служил какое-то время под Астраханью. Пришлось угостить мартини, в ответ получили банку польского пива. Вечером забрали на ресепшене скромный ланч пак на завтра - двойной бутерброд и яблоко. И пришла СМС от Магдалены, что экскурсию перенесли с 7:00 на 6:15. А завтрак в отеле с 7 часов. И это безобразие творится во всех странах и отелях, не дают людям нормально позавтракать. Что стоит начать экскурсию на 15 минут позднее? Так нет, специально сажают на сухой паёк. В следующий раз будем строго уточнять время начала и окончания экскурсии.

31 мая. Каньоны

i2016b/b165321.jpg

На легковой машине нас подвезли от отеля до места отправления экскурсионных автобусов в Будве. Похоже, это чужая экскурсия, нас перепродали другому агентству. Что разумно не в сезон. И выгодно, в уличном турбюро такая экскурсия стоит 35 евро, оптовая цена наверняка 30, а мы заплатили по 50. С четырёх туристов Магдалена получила небольшой, но конкретный навар. А в Острог 25 и 15 евро соответственно. И забирают на трассе в 500 метрах от отеля, не нужно тратиться на такси до Будвы. Просто не хотелось тратить полдня на вылазку в город. Да не так всё и плохо, микроавтобус Мерседес, новенький, на экскурсию поехали около 20 человек, всего 1 свободное место. Гид Елена, вежливая, вот только вместо заранее подготовленного текста речёвки предлагает задавать вопросы, ей так легче. Первая остановка на завтрак, кофе пауза. Просили 2 чёрных чая, получили 2 зелёных. Затем короткая фото пауза прямо на трассе, в каньоне река Морача. Почти рядом на той же реке находится и монастырь Морача, нам дали полчаса на осмотр территории и двух церквей, Успения Богоматери и святого Николы. Приятное и спокойное место, с большим огородом и пасекой. В Черногории 70 монастырей, из них 60 мужские. В каждом от 1 до 20 монахов, обычно 2-5. Как обычно, одновременно с нами к монастырю подъехал большой туристический автобус, сфотографировать хоть что-то без толпы на переднем плане оказалось большой проблемой.

i2016b/b165352.jpg

Следующая остановка - для закупки продуктов местных промыслов. Ягоды, грибы, варенья, вина, мёд, плюс подарок гиду за привезённую группу. И переезд к речке Тара, она течёт рядом с Морачей, но в противоположную сторону, там вторая фото пауза прямо на трассе. Глубина каньона в этом месте не максимальные 1300 метров, но порядка 800 точно есть, выглядит внушительно. Далее короткий переезд до ресторана, обед мы заказали заранее через гида. Живописное и прохладное место у реки, есть подобие водопадов, оборудованы мостики. Останавливающиеся с ночёвкой могут прогуляться на несколько километров вверх по течению до горного озера. Суп никакой, зато каждому целая тарелка салата из капусты и помидоров. После вчерашней рыбы выбрали мясо, и я зря не прослушал Аллу, нужно было брать один обед на двоих. В порции 2 больших куска свинины фаршированных ветчиной и сыром, обожрались до предела, а нам ведь ещё ужинать в отеле. И всё за стандартные 10 евро с человека. Дополнительно бутылочка сухого вина 0,187 л за 2 евро. Официантка автоматом удержала ещё 1 евро, похоже, это система.

Следующий пункт - мост Джуржевича, им черногорцы тоже очень гордятся. Симпатичный, построен между 1937 и 1940 годами в Королевстве Югославия. Длина 365 метров, высота проезжей части моста от реки Тара — 172 метра. На момент завершения строительства это был самый большой автомобильный бетонный арочный мост в Европе. Югославские партизаны в 1942 году с помощью одного из инженеров строительства моста — Лазаря Яуковича — взорвали центральную арку, причём сохранили остальные пролеты, чтобы можно было легко его восстановить. Взрыв самого длинного пролета уничтожил единственный переход каньона реки Тара в данной местности, что привело к остановке наступления итальянских войск. Итальянцы настолько разозлились, что специально искали Лазаря Яуковича, и в конце концов он был схвачен усташами и расстрелян на этом самом мосту. С обеих сторон от моста натянуты металлические тросы, развлечение называется Zip-line. За 10-15-20 евро несколько секунд экстрима над ущельем. Двое из нашей группы даже прокатились, мы не решились.

Последний пункт экскурсии - национальный парк Dormitor, точнее, Черное озеро на его территории, возле города Жабляк. От стоянки автобусов пешком 15 минут до озера вдоль вялотекущего ручья по асфальтированной дорожке, столько же обратно, полчаса на осмотр. Красивый вид на озеро и горный хребет за ним с остатками снега. Вокруг озера высоченные сосны двух видов, так называемые чёрные и белые, эндемики. Сбор к отъезду в 16:45. На побережье возвращались 3:30, да и то наш водитель иногда нагло лез на красный светофор на ремонтируемой участках дороги (которых очень много). Но сначала отвезли 7 человек в Бечичи, затем развели граждан по 2-м отелям в Будве, и только затем пересадили нас на легковушку. На ужин мы прискакали в 20:10. Экскурсия очень длинная, 14 часов. Пока приходили в себя, совсем стемнело, купаться не пошли.

1 июня. Пропащий день

Небо затянуто облаками наглухо, после завтрака пошли в Мегамаркет, что на трассе за Лукойловской заправкой. Особо ничего интересного в подарок не нашли, но вино стоит 2-80 против 3-50 в маркете около отеля. Ну и остальное на 20% дешевле. До 12 посиделки на пляже со сканвордами, я поплавал, затем ушли греться в номер. Даже маркет на пляже закрылся, воды купить негде. Дождь то усиливался, то стихал, оставалось только сидеть в номере и смотреть теннис.

2 июня. Боко-Которский залив

i2016b/b165460.jpg

От итальянского Bocche di Cattaro, буквально — «Которское устье». Самая красивая экскурсия, очень советую. На полдня, у нас был вечерний вариант. Есть ещё экскурсия на целый день, там дополнительно заезжают в Цетинский монастырь, но мы решили, что монастырей с нас достаточно. Только немного напрягло, что Магдалена в последний момент перенесла экскурсию с 12 часов на 15, и был шанс опоздать на ужин. Но обошлось.

Тот же красный микроавтобус, пятеро взрослых и ребёнок. Сначала по уже знакомой дороге мимо аэропорта в город Тиват, смотреть местный порт. Стоянка там обходится в разы дешевле, чем в Ницце, поэтому многие (даже весьма богатые люди) ставят свои яхты на зиму здесь. С одной стороны причала маленькие яхты, с другой покрупнее. Я уже успел всё заснять, когда охранник наконец решился подойти и объснить, что большие яхты фотографировать нельзя. Прямо трепетное отношение к частной собственности. Из Тивата вместе с автобусом на пароме перебрались на другую сторону и проехали вдоль берега вокруг большей части залива до Пераста. Там пересели на моторную лодку и доплыли до одного из двух островов, Богородицы-на-рифе. Остров рукотворный, насыпан вокруг небольшого рифа, верхушку которого можно потрогать за крестом в православной церкви. На втором ярусе церкви закреплены более двух тысяч серебряных пластин, которые моряки дарили церкви после благополучного возвращения. В том же здании небольшой музей, всякие колокольчики и черепки, скромно и малоинтересно. Главное, что не следует пропустить во время морской прогулки, это изумительные виды на залив в окружении высоченных гор, за этим мы и ехали.

Вернувшись в Пераст мы снова сели в автобус и поехали в город Котор, центр местной общины. Интерес представляет только Стари-град, средневековый городок размером 300 на 400 метров. Но у него вторая по длине крепостная стена в Европе (самая длинная у города Лукка в Италии?). Достигается это тем, что стена поднимается на соседнюю гору и долго бродит там в складках местности. На горе есть ещё небольшая церковь Богоматери Здоровья и развалины крепости св. Иоанна, самые упорные (и располагающие запасом времени) граждане могут подняться туда из Старого Города, от площади св. Марии на реке. Дорога назад оказалась гораздо короче, Котор и Тиват находятся почти рядом, их разделяет горная гряда, под которой проложен туннель Врмац длиной 1637 метров. Через 20 минут после окончания экскурсии мы были в отеле.

3 июня. Домой

3 июня. Вылет в 7:40, из отеля забирают в 5:15. В Duty Free вино дороже раза в два, добирать до таможенного лимита не стали. Обратные рейсы посвободнее, народ летит отдыхать на 10-14-30 дней, возвращающихся пока немного. Те же слоёные пирожки на завтрак, всё, как обычно. Разнообразие внесла посадка, к Москве как раз приближалась гроза, и самолёт снижался сквозь тучи. К повышенной турбулентности граждане уже привыкли, но в какой-то момент самолёт провалился в самую настоящую воздушную яму, около секунды я ощущал невесомость. Половина женщин в салоне истошно заорали. Но обошлось. И хорошо, что дочка пополнила телефон, смог вызвать такси, из аэропорта те же 800 рублей (что странно, обычно дороже). А то в отпуске с телефоном случилась буквальная истерия входящих звонков, даже с почты 2 раза звонили, 400 рублей испарились мгновенно. На МКАД ливень и затруднённое движение, к обеду мы дома.

Итоги. За эти деньги (900 евро с полупансионом) хороший выбор, прекрасный пляжный отель, отличное место. Недорогие экскурсии, очень красивые места, Боко-Которска просто изумительна. Море чище и теплее, чем на российских курортах в то же время. Сервис лучше, цены не выше московских, а на многое и заметно ниже. Хотя черногорский (или сербский) язык отличается существенно, проблем с общением у нас не было. Вот только пешком походить негде. Да и на велосипеде не поездишь (есть описания пары горных маршрутов, но это совсем другой стиль катания). Ещё раз я поехал бы, но не в ближайшие годы.