×
Галерея Египет, Шарм эль Шейх, 18 - 25 октября 2014 Оглавление

Предыстория

Интрига возникла неожиданно. В субботу, ровно за 3 недели до вылета, я оплатил тур в Египет, а через два дня вдруг оказалось, что мне желательно удалить зуб. Да к тому же хирург утром понедельника был мрачен и неловок. В результате швы мне сняли за неделю до вылета, и доктор настойчиво советовал месяц не нырять, иначе заживающая слизистая может порваться из-за разности давлений. Но в Египет я всё же полетел, там плавал и нырял, всё обошлось. Чуть подробнее про злоключения перед отъездом и том, что им предшествовало.

18 октября, почётные гости за $100

Таксомотор заказан на 5:30, всего 850 рублей, в аэропорту были за 3 часа до вылета, но в самолёте сидели порознь, да ещё и через 2 ряда. Умные люди регистрируются в интернете, там и получают хорошие места, учтём на будущее. Боинг 747 забит под завязку, пик сезона. Трансаэро экономит на сервисе, напитки подают вместе с завтраком, на выбор блины или (несъедобный) омлет. Из-за облёта Украины в пути 4:40. Посадку смотрели по данным GPS на большом мониторе, касание полосы на скорости 270 км/ч и высоте 60 метров. Немного беспокоились за новый чемодан Аллы, но он был хорошо запакован, и грузчики не смогли его сломать. А вообще нужно купить чехол, китайский стоит, как одно обматывание плёнкой в аэропорту.

План был простой – полностью расслабиться, неделю плавать в море и никуда из отеля не вылезать. Поэтому от египетской визы мы спокойно отказались и сэкономили на этом 50 долларов. На что представитель Alamid/Biblio Globus тут же услужливо предложил поставить «синайский» штамп в обе миграционные карточки за $10. Излишняя расслабленность меня подвела, деньги отдал без раздумий. Хотя тот же штамп бесплатно ставит пограничник, а вписать фамилии в карточки труда не составляет. Но это меня не мобилизовало, и следующие $100 я безропотно отдал на ресепшене за замену номера. На проживании мы планировали опять же немного сэкономить, и я оплатил дешёвый номер в дальней от моря группе residence. А тут вдруг согласился на superior в самой близкой к морю вилле. Не такой хороший, как в прошлый раз, тогда номер был двухкомнатный, но этот тоже вполне приличный. Можно было и в основное здание заселиться, но я повёлся на понты с виллой. И то это было представлено, как дополнительная услуга для постоянных посетителей, компьютер вспомнил наш приезд 5 лет назад. Платная получилась услуга для "почётных гостей", единственно, ключи мы получили первыми из всех прибывших.

До заселения успели пообедать, новеньких в ресторане сразу видно по длинной одежде, закрытой обуви и сумкам с самым ценным. Народу мало, поэтому ресторан у бассейна выдаёт только закуски, полное меню в ресторане главного корпуса «El Media» и итальянском ресторане «La Gazelle» в дальнем от моря конце отеля. Всё неспешно, иностранцев процентов 40, это немцы, поляки, французы, венгры, англоязычные. Украинцев и прибалтов не слышно. После обеда скорее в номер, переодеться и спрятать ценности в сейф (который у нас естественно оказался заперт, пришлось снова обращаться на ресепшен). Набор услуг в отеле странный – сейф бесплатно, а мини бар полностью платный. Воду в бутылках не дают, а мороженое бесплатно. Местные алкогольные напитки бесплатно, но их ровно 5 – красное и белое вино, водка, джин, ром. Коктейли из местных ингредиентов в выданном листочке были обозначены, как платные, но к середине отдыха выяснилось, что это не так. Хотя весь этот бардак - мелочи, главное получить полотенца и рвануть на пляж, проверить риф. У меня были обоснованные подозрения, что за 5 лет его вытоптали и смотреть можно будет только на рыб. У берега - да, остался практически только песок, но у границы рифа всё хорошо, а ближе к маяку даже отлично. Достаточно много отрезков, где живые кораллы покрывают 100% поверхности рифа. Да и рыб меньше не стало, некоторые виды пропали, зато стало больше рыбы тех видов, которые раньше встречались редко: барракуды, клювокрылы, тунцы, крупные лимонники. Температура воды не обещанные 28, но твёрдые 25 градусов. Ура!

19 октября, фиаско подводной фотографии

Выхожу на режим. Светать начинает в 5:30, восход солнца в 5:45 (минус 2 часа от Москвы, т.е. почти 8 утра нашего), в это время я уже спускаюсь по серпантину к вырубленному в обрывистом склоне пляжу. Наш отель находится с восточной стороны бухты Ras Um el Sid, поэтому солнце сюда доползёт только в 6:30, первые полчаса приходится плавать в сумраке. Да и рыба, похоже, ещё не проснулась, её в разы меньше, чем днём. Но вскоре солнечный свет приводит ситуацию в норму, риф оживает. Утром нет ветра и толпы отдыхающих, вода идеально прозрачная, солнце ещё не создаёт бликов на дне, с 6:30 до 9:00 самое время для фотосъёмки. Граждане с телефонами и планшетами заходят в воду по грудь и тоже пытаются что-то заснять. Сомневаюсь, что так можно получить приемлемый по качеству кадр. Хотя и у меня случился промах… В 2009 году я тоже фотографировал, используя мягкий бокс, но там была стеклянная вставка перед объективом. В новом боксе всё из пластика и, увы, качество отвратительное. Все мои попытки настроить режим съёмки ни к чему не привели, подводные фотографии этого и следующих двух дней пришлось удалить.

Днём я плавал направо до мыса за отелем “Club el Faraana Reef”. Вдоль края рифа ситуация везде примерно одинаковая, перед отелями живые кораллы покрывают 50% поверхности, ближе к краям бухты – до 100%. Возможно, там риф всё же чуть лучше, и первые дни в той стороне стояло по 3 катера с дайвингистами. Но к концу недели они все перекочевали на наш край бухты. Утром Алла идёт в ресторан к началу завтрака и в 7:30 уже находит меня на пляже. Теперь, после двух получасовых заплывов, иду завтракать и я. Потом можно будет ещё часок поплавать, а в 10:00 встреча с отельным гидом. В ситуации, когда планируешь всю неделю провести на пляже отеля, это пустая трата времени, но правдами и неправдами всех заставляют отметиться. Зовут гида Мухаммед, очень невнятный, пришёл с опозданием, потом быстро убежал. Короче, доверия не внушает. Да и читая описание экскурсий - «прокатитесь на квадроциклах – почувствуйте себя молодыми и бесшабашными!» - я резко дополнительно притормозил на слове «бесшабашный». im2014e/e14k926.jpg Вроде всё ясно, не нужно нам это, и тут, совершенно неожиданно для себя, мы решаем купить у него 3 экскурсии в общей сложности на 350 долларов. Самая дорогая в Иерусалим, по $120 с носа. В городе они по $75, но там брать страшновато. Если быть совсем точным, я агитировал за гору Моисея, но Алла не решилась подниматься ночью своими ногами на 2500 метров. Вторая экскурсия – морская прогулка с купаниями к острову Тиран, по $35. И на последний вечер – «Шоу 1001 ночь» в комплексе по соседству. В качестве подарка от турфирмы бесплатная обзорная экскурсия по Шарму завтра после обеда.

Ажиотаж первых дней постепенно уходит, и мы начинаем замечать детали. Сервис по-арабски вкратце – «и так сойдёт». Выкрашенные зелёной краской двери настолько древние, что кажется, будто они остались ещё от колониальных времён (хотя построен отель только в 2000 году). Входная дверь закрывается на обычный ключ, но в этом был и плюс, уходя можно оставить работающий кондиционер. Около кровати 2 выключателя для светильников, рабочее положение у них (разумеется) противоположное. Крышка блока батареек на сейфе отваливается постоянно. Телевизор старый, пульт заклеен скотчем. Кондиционер шумит, на ночь выключаем. Одна половина французского сдвижного окна на балкон не запирается, хорошо, что второй этаж. Шторы стоило постирать ещё год назад. В душе отваливается ручка крана, а кран раковины подтекает, и за ночь возникает небольшое озеро. Единственная нормальная розетка находится там же, около раковины, где я и подмочил сотовый телефон. К счастью, на жарком солнце он высох и заработал снова. На пляже те же лежаки, что и 5 лет назад. Не то, чтобы меня это сильно напрягало, но после Турции начинаешь обращать внимание на нюансы сервиса. К примеру, турок в снек баре будет работать до последней минуты, а арабу ничего не стоит закруглиться минут на 15 пораньше. В барах арабы просто полны презрения, создаётся впечатление, что они непрерывно делают нам одолжение, а мы им за это не даём денег. Еду я бы в целом одобрил. Всегда есть жареная курица и говядина ломтиками. Утром делают яичницу, с любыми добавками: зелень, перец сладкий, сыр, ветчина и т.п., хотя приходится постоять в очереди. Есть нормальный твёрдый сыр. Отличные кофе-машины, вкусный эспрессо и идеальное какао. Десерты слабые, фрукты тоже.

После ужина прошлись до конца отеля, коттеджи в этой части стоят тёмные, народу мало. В «Ла Газелле» четыре человека на весь ресторан. Из дальнего выхода 5 минут до комплекса «1001 ночь», там одни продавцы, бизнеса практически нет. Весь вечер аниматоры зазывали на шоу в 21:30, к этому времени в амфитеатре сидели 4 человека включая нас. Через полчаса набралось человек 20, на сцену вышел араб с куклой-скелетом на верёвочках и под мелодию начал водить её из стороны в сторону. Второй номер – та же пара, но на куклу он натянул комбинезончик. Дальше мы быстро ретировались и больше на отельные шоу ни ногой.

20 октября, морская экскурсия на остров Тиран

Купаться до завтрака я не пошёл, собирались на морскую прогулку. Из нашего отеля едут 6 человек, у одних написано в 7:30, у других в 7:40. Двое забыли паспорта, выехали в 7:50. Посадка на катер в маленьком северном порту, в бухте Shark Bay. Именно туда из южного (большого) порта идёт в 6 утра вереница катеров, а перед закатом они так же колонной возвращаются назад. На посадку очередь, но через полицейский кордон проходят только те, чьи катера пришвартовались к причалу. Тем не менее, все проходили минут за 20, а мы свой катер ждали полтора часа! Женщины волновались и скандалили, я подзуживал.

В программе прогулки 3 остановки у острова Тиран. Но это преувеличение, реально стоянка только одна, катер просто немного переставляли 2 раза, первый раз на 100 метров, второй – на 300. Риф победнее, чем около нашего отеля, рыб меньше на порядок, но мути почти нет, вода +24. На море сильный ветер, катер чуть ли не переворачивало на волнах, у острова потише, но многие так и не полезли в воду. Человек пять бодро поплыли смотреть окрестности, ещё столько же im2014e/e143075.jpg прицепились к спасательному кругу и snorkel guy протащил их вокруг катера. Затем ждали ещё 40 минут пока инструктор по одному опускал под воду начинающих дайверов. Примерно то же и на остальных точках. Обед стандартный для катера, нормальный по арабским меркам и плохой по нашим. В порт вернулись 17:10, в отеле были 18:15.

В холле волновалась женщина, у неё вылет в Питер, автобус должен был забрать их ровно час назад… Женщины из Нижнего Новгорода, которые больше всего возмущались организацией экскурсии к Тирану, остыли и жаловаться не пошли. Я тоже не особо переживал, но после ужина для порядка наехал на Мохаммеда, он озаботился и обещал выяснить. Ему же жаловались мать с дочкой, они оплатили superior, но никак не могли нормально устроиться. Первый номер выходил на большой кондиционер ресторана (та же, что и у нас вилла А, но противоположная сторона), очень шумно, невозможно спать. Во втором номере сильно пахло канализацией. На ресепшене их просто посылали, из Москвы обещали поменять отель, если проблема не решится, а Мохаммед продолжал сидеть и ничего не делать. Всё пытается спустить на тормозах, успокоятся – привыкнут.

По совету Лены и Тани из Нижнего Новгорода ужинали в “La Gazelle”. Очень мило, приятная музыка, неспешность, столики на улице. Заранее выставлены коктейли двух видов, помягче и покрепче. Еда та же, что и в Медине, плюс спагетти, равиоли и ещё что-то итальянское. Вкусный и мягкий ростбиф. Дальний выход из отеля как раз около ресторана, ещё раз прогулялись до развлекательного комплекса. На следующей улице нашли магазин Metro с фиксированными ценами, кассой и сдачей. Полтора литра воды стоит там 2,65 египетского фунта. На замену взятой из мини-бара Nestle 0,6 литра ценой 8 фунтов купили в ларьке около входа в отель такую же за 3. Народ на отсутствие воды в бутылках реагирует своеобразно – заливает в пустые бутылки сок. Кстати, сок гуавы очень вкусный, но его наливают только в барах.

21 октября, обзорная экскурсия по Шарму

Напротив нашей виллы находятся теннисные корты, так в 5:45, когда я спускаюсь на улицу, там уже сидит араб. В 9 вечера он всё ещё там, читает книжку. Но за неделю в отеле я только один раз видел на корте человека, который стучал мячом об стену. При том, что платный только прокат ракеток. Создано рабочее место? До завтрака проплавал час, после – два заплыва, час и 30 минут соответственно. Второй раз без ласт, они натёрли пальцы и даже пластырь не очень помогает. Ветер стих, но отдыхающие баламутят воду, интересно плавать только у границы рифа. Рано утром из воды выпрыгивало много маленьких серебристых рыбок, они там плавают большими косяками, метров по 5-10. А из воды выпрыгивают, когда барракудки за ними начинают гоняться.

На 14:00 назначена обзорная экскурсия по городу, мы уже на такой были 5 лет назад, но можно и освежить впечатления. Как обычно, объезжаем кучу отелей и собираем по 2-3 человека. К тому же в Нааме около «Iberotel Lido» ждём очередных экскурсантов минут 20. Как оказалось, у них начало обозначено в 15:00. Или гид ошибся, или объединили 2 экскурсии.

В Москве антенны сотовой связи устанавливают на крышах зданий, а египтяне используют муляжи высоченных пальм, сверху торчит дополнительный хвост, смотрится забавно smile. Первый пункт экскурсии – мечеть, там время намаза, близко к зданию не подпускают, обойти вокруг тоже нельзя. Минут 10 потоптались на площадке у ворот и назад в автобус. Второй пункт – коптская церковь, это самое лучшее за день. Церковь монументальная и стильная снаружи, и замечательно отделана внутри. Прекрасный гид – русский, вменяемый, умный. Плохо, что на всё дают 15 минут, даже подземный этаж не показали, я и пофотографировать толком не успел, как пора догонять бегущих к автобусу.

А дальше 3 часа магазинов: косметика мёртвого моря, масла – духи и папирусы – сувениры. Магазин сувениров находится через дорогу от «1000 и одной ночи», всё в 3-4 раза дороже, чем в ларьках комплекса. Я в магазины не ходил, ждал вместе с водителем и гидом, меня вместе с ними угощали соком smile. От последнего пункта программы – кафе с кальяном - народ дружно отказался. Вернулись в отель 18:30. Основной вывод – не ездить на обзорную экскурсию по Шарму! Лучше взять такси и съездить на один час к церкви. Нормально, не спеша всё посмотреть и вернуться на пляж, не потеряв половину дня. Обойдётся это долларов в 10 на всех.

Вечером опять пошли ужинать в итальянский ресторан, но там отмечала день рождения группа французов. Все официанты скакали вокруг них, с остальных столов даже грязную посуду не убирали. Из дальнего выхода традиционно вышли к «1000 и одной ночи», купили магнитов и тарелок. Затем допоздна заливали душевные раны от бесплатной экскурсии бесплатным же коктейлем «мохито» в баре «Фантазия».

22 октября, Израиль

День по обычной программе, много плавал. В описании экскурсий выезд в Иерусалим в 22:00, но на квитанции указано 20:00. На всякий случай уточнили у Мохаммеда, он назвал время 19:40. У сопровождающего гида (зовут Хани, худенький, ноги тоньше моих рук) в бумагах и вовсе было 19:35. И нам якобы должны были принести в номер записку с указанием изменений. Возможно, начало сдвинули из-за задержек на границе, последняя группа по слухам проходила её 4 часа. Сухой паёк выдали в бумажных пакетах с надписью "Jaz Hotels", Iberotel'и недавно вошли в эту систему. Автобус маленький, только за нами и людьми из соседнего Faraana Reef. Он везёт до бензоколонки на окраине Шарма, там полчаса ждём большой автобус. Это тот же “Alamid 2”, что и на предыдущих двух экскурсиях. Мы уже знаем, что около туалета можно просто задохнуться и садимся подальше. Около блокпоста перед трассой на Табу минут 20 ждём пока соберётся колонна для конвоя. И дальше на скорости 100 мчим по узкой дороге между холмами, впереди 2 джипа полиции. До Табы 2:30 езды плюс остановка на 15 минут около какого-то гадюшника в пустыне. Спать не хочется, смотрю в окно, небо всё усыпано звёздами. В Табе 45 минут ждём трансграничного гида Аниту, которая за 3 минуты даёт наклейки “Prestige 7” и im2014e/e143334.jpg инструкцию «не выёживаться с израильскими погранцами». После чего разрешает начать пешее движение к погранпереходу. Египетская часть проходится быстро и просто, выездной штамп и всё. Израильская часть около часа, везде очереди, вещи просвечивают, паспорт проверяют раз 6, дважды беседуют «по душам». Но это уже новое поколение израильтян, они родились здесь, русский язык знают плохо, беседы идут с трудом. От Аллы юноша так и не смог получить внятный ответ, махнул рукой и поставил штамп. Главный вопрос для них: «Были ли Вы в Каире? – Бывал. – Ой, тогда вам нужно провериться и заполнить ещё кучу бумаг, в Каире уже были случаи заражения вирусом Эбола. – I was there 5 years ago! – Ah, OK, welcome to Israel.» Они ещё и соображают туго, у меня в паспорте синайский штамп, в континентальный Египет я с ним просто не смог бы попасть. А на вспомогательных должностях, похоже, работают арабы. Перед таможней посидели минут 20 пока соберётся вся группа, а затем погрузились в большой автобус, 52 места, забит полностью. Опоздавшие были громко недовольны оставшимися одиночными местами и длинным сиденьем в самом конце салона, но постепенно утихли, за окном смотреть всё равно нечего. С израильской стороны русскоязычный гид Михаил. Его родители уехали из России на землю обетованную ещё в 1933 году. Сам сначала играл джаз, а теперь профессор истории в университете Иерусалима. И заодно подрабатывает экскурсоводом.

До Мёртвого моря 2:30 плюс 20-минутная остановка на бензоколонке. Но тут гораздо цивильнее, чем в Египте, и туалет бесплатный. Не смотря на все предыдущие задержки (или благодаря им) на курорт Эйн-Бокек приезжаем в 5:50 местного времени, за 10 минут до восхода солнца. Всех организованно заводят в магазин косметики и начинают охмурять (цены в 3-10 раз выше, чем по соседству), но я проскакиваю магазин насквозь, чтобы начать фотографировать багровые краски израильского утра. Туалет в магазине тоже очень кстати. Рядом с магазином открытое кафе, там мы быстренько умяли сухие пайки и пошли наконец купаться. Я думал, что перенасыщенная солью вода будет мутной, но нет, вполне прозрачная. Только чувствуется, что она плотнее, а на ощупь, как глицерин. Если зайти в воду по грудь, то тебя начинает опрокидывать, как поплавок с неправильным центром масс. На спине плавать вполне комфортно, но некоторые женщины не могли потом встать на ноги, это лучше делать на меньшей глубине, т.к. упражнение требует определённой сноровки. А после моря обязательно смыть всю соль под «душем Шарко», напор такой, что просто больно. Зато соль не будет потом чесаться, нам ещё сутки путешествовать.

Народ на задних сиденьях оказался отходчивый и проблем с захватом более удобных кресел не возникло. Может сказалось то, что у нас «паломнический» тур? До Иерусалима ещё часа полтора, там первая остановка на Масличной горе. Вид на Иерусалим, Старый город, Купол Скалы. Вообще, Купол – это какая-то доминанта, вершина «краеугольного камня» и место, откуда вознёсся пророк Мохаммед. Мы видели купол почти отовсюду, но так до него и не добрались. Вроде как на Храмовой горе христианских святынь нет. Плохо искали. Да и не только православные в автобусе, может кому и в мечеть хочется, если не Купол, то хотя бы Аль-Акса по соседству. Однобокий подход. Да и пора уже бежать, на исторические объекты время строго лимитировано, не более 10 минут на фотосъёмку. Едем в Вифлеем, это фактически район Иерусалима, но под управлением арабов. Попасть туда можно только через ворота в Стене, весь транспорт проверяют, но туристические автобусы пропускают легко. Миша всё пугал, что арабы не убирают улицы, пахнет плохо, но я так этого и не почувствовал. Впереди сувенирно-религиозная лавка, вот там будут ждать до последнего. Именно там нужно было купить связку сертифицированных свечей, но мы это поняли гораздо позднее. Сувениры дорогие, у входа в магазин с рук продают магниты в 2 раза дешевле, но и здесь их покупать не следует, в Старом городе цены ещё ниже. Соседняя с лавкой дверь – арабский ресторан, там организован комплексный обед, напитки за небольшие дополнительные деньги.

В Храме (базилике) Рождества Христова меня поразили несколько вещей. Во-первых, это густо свисающие по всему храму лампадки со стеклянными разноцветными шариками. Возможно, они символизируют звёздное небо, но мне скорее напоминал игрушки над детской колыбелью. Второе – это запущенность храмов. Миша рассказывал, что муниципалитет освободил im2014e/e143416.jpg христианские храмы от уплаты налогов, так как у тех просто не было денег. Удивительно, ведь речь всего о нескольких церквях, являющихся центром христианства. Я понимаю, что особенно древние камни можно только реставрировать, но скудность убранства поражает. Особенно по сравнению с богатством европейских католических храмов. Просто вкрученные в патрон и свисающие на проводе энергосберегающие лампочки смотрятся шокирующе. Конечно, в храме сейчас идёт ремонт, но реставрируют окна и крышу, а ободранные стены такими и останутся ещё на много лет. Ну и, в-третьих, отсутствие толп верующих. Мы подождали буквально минут 10 до открытия дверей в Пещеру Рождества, и спокойно попали туда одними из первых. В пещере 16 лампад, шесть из которых собственность православных, шесть армян и четыре католиков. Паломники ждали очереди преклонить колени у алтаря над звездой, а я тем временем фотографировал ясли и крипту – протяжённую часть пещеры (от др.-греч. κρυπτή — крытый подземный ход, тайник). И ещё произвёл впечатление иконостас, он окружён строительными лесами, но видно, как поднимается до самой крыши.

Сравнительно недавно под вскрытым полом базилики был найдены фрагменты изящной византийской мозаики 11-го века. В центральном нефе красиво смотрятся 44 колонны из розового вифлеемита. С противоположной стороны от «святая святых» есть решётка, закрывающая проход во францисканскую церковь (католический нищенствующий монашеский орден) святой Екатерины, там всё скромно, но чисто и опрятно. Во дворе церкви установлена статуя св. Иеронима, который в конце 4-го века н.э. жил на этом месте в пещере, и на основании писем которого и было установлено место рождения Христа. Вот такие цепочки исторических фактов тут im2014e/e143452.jpg на каждом шагу, в автобусе Миша даже не успевал рассказать про все исторические места, которые мы проезжали. А мы едва успевали вертеть головами. Церковь Агонии, Гефсиманский сад, церковь св. Петра с петушком. То, что всегда было мифически далёким, тут вдруг оказалось прозаически близким и конкретным. Только времени нет остановиться, едем в старый город. Автобус паркуется в терминале, а мы по цепочке эскалаторов и череде улиц выходим к Яффским воротам. Даже хорошо, что мы не шли по всему последнему пути Христа, а увидели мимоходом только маленький его кусочек, теперь это непрерывная галерея арабских сувенирных лавок. Такая же, как в Венеции от железнодорожного вокзала до площади св. Петра. Внешне одинаково, но эмоционально воспринимается совсем по-разному.

Храм Гроба Господня. Нет смысла описывать детали убранства – это всё есть на профильных сайтах. Убранство побогаче, чем в базилике Рождества, но на одной из стен висит резная деревянная картина, современное искусство, на мой взгляд полностью диссонирующая с остальным оформлением. Создаётся впечатление, что берут и вывешивают любые подарки. Меня удивила высота горы Голгофа, которая находится тут же, под крышей храма. Мы всего лишь поднялись по лесенке на второй этаж, и оказались на вершине. И это в нескольких десятках метров от пещеры, куда водворили тело, и над которой сейчас находится Кувуклия. А вокруг неё толпа туристов с фотоаппаратами, снимать запрещено только возле алтаря в Кувуклии. Я хоть вспышку отключил, но большинство и этого не делают. Верующие ведут себя иначе, терпеливо ждут своей очереди, а потом самозабвенно опускаются на колени около алтарей и Камня помазания. Нам опять повезло, очередь в Кувуклию всего на четверть оборота вокруг неё (бывает и на 5 оборотов), мы подождали минут 10 пока закончится небольшая служба и тоже im2014e/e143488.jpg прикоснулись к вечному. Вокруг Кувуклии горят лампады, зажжённые от благодатного огня. Оказывается, от них можно зажечь и тут же погасить свечу, но следующий раз она всё равно будет гореть благодатным огнём. Знакомым верующим можно было привезти десяток, а так только Алла освятила маленькую икону (тоже в подарок).

От Гроба к Стене Плача. Всего пара улиц, рамки металлоискателя, и мы около величайшей иудейской святыни. Вроде она 485 метров, но тут всего метров 100, из которых ¾ отданы мужчинам, а небольшой остаток справа – женщинам. Подходить к стене положено с покрытой головой, на столике лежат бесплатные кипы. Я подержался за стену, но просить ничего не стал. Вот собственно и всё, 6 часов в святом городе промелькнули, как мгновение. 16:00 местного времени, уже начало смеркаться, устраиваемся поудобнее в автобусе, впереди 7 часов дороги до Шарма. Мимо мёртвого моря не снижая скорости, только одна остановка в 18:30 около Макдональдса и какой-то арабской шаурмы. Мы пошли в заведение со знакомым названием, но и тут совпадение не 100% - чая у них нет, только соки и кофе. Ну и раза в полтора дороже, чем в Москве. На границе были в 20:40 местного, минут 15 ждали, пока «трансграничный» гид заплатит за нас. Оказывается, выезд из Израиля платный, и цена зависит от конкретного погранперехода. В Табе это 102 шейкеля (35 долларов), но есть места и в 2 раза дороже. Добро пожаловать – это у них бесплатно, но уезжая заплатите! Наверно, с нас взяли за бесплатные туалеты и кипу. И интересно, а как выехать с земли обетованной тем, у кого недостаточно денег? На египетской стороне 45 минут ждали неизвестно чего, по идее собирали колонну, но все остальные автобусы уехали раньше нас. В отель вернулись в 23:30, осталось принять в баре порцию рома (до полуночи бесплатно, да и полезно гипотоникам) и завалиться спать. Незапланированное путешествие закончилось благополучно, именно в этот день не было беспорядков в Иерусалиме. Всё очень интересно, посмотреть вечный город, прикоснуться к библейским святыням должен каждый, даже далёкий от религии человек. Но тяжеловато, вон и лодыжки отекли от долгого сидения в автобусе. Ничего, поплаваю – пройдёт. И осталось загадкой, зачем отельный гид написал на квитанции «тёплая одежда», куртку я так ни разу и не одел.

24 октября, шоу "Тысяча и одна ночь"

В 6 утра я уже иду к пляжу, утренний заплыв пропустить нельзя. Недосып существенный, но пока терпимый. Последний полный день в отеле нужно посвятить морю, что я и сделал. Несколько раз плавал с Катей и её мамой Людмилой, на их фотоаппарат опять снимали подводную живность. Вечером в компьютерной комнате мне удалось переписать на флешку подводные фотографии за 2 дня совместных заплывов и 1 день я позаимствовал чисто их. Повезло мне, не остался без подводных фотографий. Хотя всё же на моих фотографиях было больше разных видов рыб, да и снимать мне их удавалось головой к камере, а не хвостом. Но китайский бокс подвёл, всё в помойку. После ужина у нас последнее мероприятие – развлекательная программа в комплексе «Тысяча и одна ночь». Привозят туда в 9 вечера, но первый час выделен на ужин. Из 20 человек еду оплатили пятеро, остальные тупо слонялись целый час по территории.

В 10 вечера началось театрализованное представление «Добро пожаловать в Египет» в дальней части комплекса, это что-то типа рекламы силами самодеятельности. Зато перед началом можно было за 5 долларов прокатиться на настоящем арабском скакуне. Ну и в 11 вечера в центральной части комплекса началось собственно то шоу, за которое платились деньги. И я почувствовал разницу между «Турецкой ночью» и настоящим профессиональным выступлением. Конечно, особого разнообразия не было, те же танец дервиша и танец живота. Да и движения примерно те же. Но впечатление совсем другое. Недаром большую часть зрителей составляли арабы, пришедшие на шоу целыми семьями. А дальше традиционный идиотизм организованных экскурсий: в 23:45 у входа в комплекс нас ждёт гид, чтобы везти в отель. В результате, как оказалось, мы не увидели ту часть шоу, из-за которой на него пришло большинство зрителей. Должен был выступить какой-то очень известный египетский танцор (или певец?). Впрочем, автобус мы тоже не увидели, прождав минут 15 мы попрощались с гидом и за 5 минут дошли до отеля. Краткий вывод – не ходить на самодеятельность, занять получше места на шоу и предупредить гида, что вы остаётесь и добираться будете сами. Или прийти без группы и просто купить билет у входа (хотя это может быть чуть дороже).

25 октября, домой

Обычно турфирмы стараются подложить нам какую-нибудь гадость. Типа позднего прилёта и раннего вылета, так что целый день олл-инклюзива теряется безвозвратно. При этом рекламные 8 дней/7 ночей мгновенно превращаются в просто 7 ночей, часто даже неполных. Поэтому я последнее время тщательно проверяю расписание рейсов. А у “Biblio Globus” оказалась в наличии любопытная опция «конкретизация рейса». Доплатив 2400 рублей, я гарантировал нам ранний утренний вылет из Москвы и позднее вечернее возвращение из Шарма. Насколько вообще можно гарантировать чартерное расписание. Фактически мы получили целый дополнительный день на курорте. И пусть из номера нам пришлось выехать до полудня, но все сервисы отеля были доступны до самого вечера. Даже пляжные полотенца можно сдать перед отъездом. Более того, Таня с Леной, вылетавшие в Нижний Новгород ещё позднее нас, попросили и получили свободный номер на полчаса, где они смогли помыться и переодеться.

В холле нас неожиданно поймал отельный гид: «Это Вы жаловались на морскую экскурсию к острову Тиран? В качестве компенсации вам предлагается бесплатная экскурсия на квадроциклах сегодня в 14:00.» Не-не-не, получить травму в день отъезда мы не хотим. Лена с Таней уже «почувствовали себя молодыми и бесшабашными», вернулись все в синяках и ужасе. Мы лучше поплаваем. Потом переоденемся в туалете около ресепшена и сразу в автобус. В аэропорте традиционная суета на входе, но в результате оказывается, что наш рейс задержан на час, а рейс в Нижний - на 4 часа. Небольшой ТУ-214 почти полон, полёт до Москвы занимает 5 часов. Один из пассажиров всё не мог понять, что это за Боинг такой, ведь 214-х не бывает. Меня же вдруг вырубило, сказался недосып. Помню рулёжку по аэродрому, сразу после неё открываю глаза, а мы уже 40 минут в полёте. Таможню в Домодедово прошли только около 3-х часов ночи. Тем не менее, заказанный дочкой таксомотор подстроился под наше прибытие, и через час мы были дома.

В целом мне очень понравилось. Были шероховатости и нюансы, потерянные деньги и время, но плюсов оказалось гораздо больше. Отель 4* стоил дороже, чем многие 5*, но около него по-прежнему лучший риф Шарм эль Шейха, это было для меня важнее всего. Арабский сервис сильно уступает турецкому, но нужно лишь приспособиться и пользоваться лучшими его сторонами. Была бы возможность, я бы на Новый год ещё раз слетал. Хотя говорят, что в январе на Южном Гоа просто сказка… smile.