×
Галерея Новоалексеевка - Симферополь - Алупка, 25 апреля - 9 мая 2004 года Оглавление

24 апреля, поезд Москва - Новоалексеевка

im2004sp/sp4101.jpg

На вокзал приехали тремя группами: сокольническая четвёрка - я, Семён, Саша и Лиза, Сашины дети - Маша и Оля - с мамой, а Стас - один, на полуспущенном колесе - во время ночных сборов выяснилось, что насос "дал дуба", но давления в камере на 16 км до вокзала хватило :). Довольно быстро упаковали велики и затащили их в вагон, немного волновались за Стаса - у него не было велочехла, но проводница помнила только, что велосипед надо разбирать, и, помахивая снятым передним колесом, Стас благополучно втащил купленную для Мани за $120 Rockmachine вслед за нами. Укладываются велосипеды между двух багажных полок, внизу наши, а сверху - не запакованный Стасов. Корочкин с женой едут ближе к концу вагона, а дети - в самом начале. Ну вот и всё, очень просто, сели и поехали. В Белгороде российские таможня и погранслужба работают на совесть, проводницу с 20-летним стажем за что-то довели до слёз, даже наши велики щупали, а возвращавшихся на боковых местах с работы в Москве 2-х женщин (торговали на рынке), долго и безуспешно трясли на предмет регистрации. Но только отъехали - на разговоры о переводе часов вдруг встрепенулся и слез с верхней полки российский солдатик, которого надо было разбудить в полдевятого и высадить в Белгороде, но т.к. был он после вагона-ресторана, то соседи добудиться его не смогли. Переживал солдатик сильно, как-никак в самоволку заграницу едет. А та из торговок, что помоложе, явно положила глаз на Стаса и, после второй бутылочки, начала уже совершенно откровенно приставать. Но (добавлено для Мани :) была с негодованием отвергнута. Курсы валют: Россия 5,25/1,75; Харьков и Феодосия 5,30/1,80; Геническ 5,30/1,78, ЮБК 5,25/1,70.

25 апреля, Новоалексеевка - Геническ - Арабатка

im2004sp/sp4k01.jpg

Стоянка 2 минуты, пришлось попросить проводницу открыть вторую дверь в нерабочем тамбуре, успели. В 6 утра местного (7 Москвы) совсем светло, солнечно, торговки пристраиваются на перроне, а мы целый час собираем и налаживаем велики. На рынке за путями обнаружен и куплен фасованный по литру бензин для примуса, а за зданием вокзала найдена дорога на Геническ, идущая рядом с ж/д веткой, да вот уже и мы оседлали железных коней и наматываем первые километры. Получается не быстро, т.к. у Лизы вдруг обнаружился скрывавшийся ранее артроз колена, и её скорость не превышает 13 км/час (остальные уверенно держат 20), такова и будет в дальнейшем наша средняя по равнине. 13 км до Геническа героически пройдены за час, но по городу намотали ещё 6 - заезжали на рынок, это в самом конце, а рыбные ряды левее и ещё немного дальше. Прямо у входа сидит тётка с ведром отборной гречки, зачем я тащил её из Москвы - до конца не ясно. Вообще Саша хотел провизию на все 6 дней взять из Москвы, но мы мягко просаботировали это решение, уполовинив раскладку. Рыбы на рынке много, камбала свежекопчёная 3 гривны, пеленгас 7 - 15, ёршики от 0,5 гривны, бычки 0,5 - 1,5 за связку. Пока делали закупки, погода резко начала меняться, небо затянуло, накрапывает, ветерок поднялся, местные ходят в пальто. Вообще, это очень характерно im2004sp/sp4106.jpg для весеннего Крыма - на солнце очень жарко, а только оно скрылось - сразу прохладно. На обратном пути свернули налево перед кладбищем и сразу выскочили к мостам через протоки, соединяющим Сиваш с Азовом, рыбаки на них стоят плечом к плечу. Водилы в Геническе говорили, что бетонка тянется на 50 км - враньё, только 17 км нормальной дороги, бетонка ("тук-тук" приговаривают колёса на стыках) и немного асфальта, Ген(ическая)горка, Счастливцево - и всё.

А дальше начинается знаменитая арабатская "стиральная доска". Это невысокие барханчики поперёк дороги с шагом сантиметров 25, гружёное заднее колесо, слетая с одного из них, очень жёстко ударяется о следующий, так что после 3-х "дыр-дыр-дыр" скорость падает просто до нуля. Иногда барханчики кончаются, но начинается песок, в котором колёса безудержно вязнут, ехать по траве на обочине тоже не удаётся - под нею тот же песок. В основном старались удержаться на наклонном краю дороги, между барханчиками и травой (на манер аттракциона "езда по вертикальной стене" :). im2004sp/sp4108.jpg И если вначале мы с некоторым недовольством относились к "тук-тук", то, попробовав "дыр-дыр-дыр", поняли, бетонка - это счастье. Но до него почти 80 км стиральной доски :( Хотя скоро бетонка станет на 10 км длиннее, рядом с грунтовкой между Счастливцевым и Стрелковым уже сложены плиты, похоже их снимают где-то на аэродроме.

Первые 20 км от Геническа слева, на берегу Азова, встык стоят пансионаты (это не преувеличение, действительно без зазоров), хотя часть из них явно заброшены. Достучали по грунтовке до Стрелкового - опять тучи растянуло, солнышко, в небе птицы строят клинья, пока обедали - всё поглядывали на их перестроения :) В Стрелковом набрали воды, должно хватить на вечер, утро и чай, дальше довольно пустынно, только уже посередине Арабатки стоит пансионат, а его хоздвор используется под страусиную ферму, птички большие такие, метра по 2, сначала испугались нас, но потом опять вышли к забору. Ещё немного дальше мужик живёт (55 км до Геническа, 50 - до Каменского), рыбачит, пасёт, говорит, что дней 10 назад проезжала харьковская группа, мы в этом сезоне вторые. "А есть ли у тебя баба?" - поинтересовался в ответ Стас. "Была, да делась куда-то". Отъехали ещё километра 3 и встали на ночь, за день 82 км по велокомпьютеру. Опять облачка, прохладно, комаров немного.

26 апреля, Соляное - Каменское

im2004sp/sp4109.jpg

Подъём в 7 Москвы, выехали в 9:30, с утра солнце, но прохладно и высокая влажность. Дорога постепенно улучшается, хотя и не в разы, а процентов на 10 - 20, местами становится шире, так что барханчики можно объехать крутыми галсами, появляются твёрдые, похожие на асфальт участки, велосипед начинает радостно рваться из-под тебя вперёд, но только разогнался - im2004sp/sp4110.jpg опять "дыр-дыр-дыр". Одно радует - справа вдали видны крымские горы. К 2-м часам дня появились машины на берегу, люди рыбачить приезжают со стороны Каменского, тут и встали на перекус. Пляж внешне отличный, море 15 градусов, да только вместо песка мелкая острая ракушка, так что кроссовки снимать опасно. Но вот, наконец, пройдены последние километры "доски" (47 за этот день) и перед нами СолянОе, от него до Каменского всего 11 км по разбитому асфальту, радоваться бы, да только начался вдруг сильнейший "мордодуй" - встречный ветер, против которого ехать быстрее 8 км/час не мог никто. Примерно посередине между Соляным и Каменским, у поста ДАI, турецкая крепость, опять долго ждали отставших, Лиза грозилась дальше не сделать ни шагу, но воды нет, в ВЧ рядом с крепостью воду не дают, потихоньку едем дальше. Поворот в Каменском слева через овраг, за ним по улице ещё метров 200, правый поворот на трассу и магазин тут же (закрыт - поздно). Воду набрали в шикарном особняке (подпольный шинок), и выдвинулись дальше в направлении Семисотки на 4 км, до первой удобной лесополосы, где и встали на ночлег. А если через овраг не ехать, в деревню не заезжать, то прямо - другая дорога, на Владиславовку. За день 64 км (по прямой GPS показывает 60).

27 апреля, Феодосия - Старый Крым

im2004sp/sp4k07.jpg

Ночь холодная и влажная, много росы, тент весь мокрый, не сохнет, так и пакуемся, но сразу уехать не можем - 2 прокола. Секрет прост - чтобы козы и коровы не объедали деревья в лесополосе, сажают колючие породы. А те, кто поленился провести велосипед ручками и проехал по колючкам, теперь клеят заплатки (запасные камеры пока бережём). От места стоянки до Батального - 27 км, проехали Северо-Крымский канал. Затем по трассе направо до центра Феодосии ещё 29 км. Удобных билетов в кассе нет, поймали начальника вокзала, она перехватила шедшую на обед кассиршу сервис центра и, im2004sp/sp4115.jpg после недолгих поисков, у нас плацкарты на вечер 9 мая (не боковые, иначе велосипед не пристроить). Корочкины идут мыться, а мы - пиво пить в скверике рядом с вокзалом. Но недолго - уже минут через 40 возвращается "мытая" четвёрка, вообще в душ много народу, но грязных велосипедистов пустили в не закрывающуюся кабинку без очереди :) Дальше опять на трассу, подъёмы тяжеловаты, но Лиза молодец, держится, специальная насадка на колено помогает. Съезд в Старый Крым, до улицы Свободы и вниз, через стадион, ручей и наверх, к часовне св. Пантелиимона, там и источник животворящий - нам в самый раз. А ночевали ещё выше, на горке. За день 71 км.

28 апреля, Отважное - Коктебель - Щебетовка

im2004sp/sp4120.jpg

Ночью 2 дождичка, но утром постепенно растянуло, посмотрели мечеть Узбека и назад, на трассу, в обратном направлении до правого поворота на Отважное, всё под горку, очень нам этот участок понравился. Только не бывает спусков без подъёмов, Клементьева (Узун-Сырт) брали в полный рост, до верха, объехали вдоль забора базу ДОСААФ и дальше по асфальту вдоль всего хребта, хорошая такая дорожка, ровная, а кругом весна, целые поля пиона-воронца, птицы поют, лепота... Дальше ещё лучше, прямой как стрела и достаточно крутой спуск к дороге на Коктебель, гружёные байки сами разогнались до 60 км/час, на мой взгляд - это покруче планера, у кого нервы крепкие - советую, самые сильные впечатления похода. После поворота на Коктебель тоже хороший спуск, но порывистый боковой ветер при скорости 40 км/час всё норовил вывернуть переднее колесо, понравилось меньше.

im2004sp/sp4122.jpg

До Коктебеля получилось 31 км, Корочкины пошли на экскурсию в дом Волошина, а мы - поесть, т.к. утренняя пшёнка нас совсем не заинтересовала. Работает всего пара заведений, в остальных заканчивается ремонт. И тут неожиданно встретили Марину - реализаторшу из Феодосии, она в конце лета обычно торгует в Новом свете, а живет при этом в бухте, под развалинами. Она и сообщила, что на месте развалин собираются строить пансионат, конец бухтам :(( Отъехали от Коктебеля пару километров - Корочкины сели обедать (в персиковом саду), на это ушло ещё около часа. В Щебетовке в конце главной площади справа магазин, за ним колодец метрах в сорока. Только проехали Щебетовку - у Стаса проблемы с задним колесом, съехали на полянку и, под пенье соловьёв, начали разбираться. Полетел подшипник, запасного нет, Саша перемешал частично сточившиеся шарики с хорошими, из другого подшипника, вроде стало немного лучше. В результате всех задержек и поочерёдного питания (обременённый ответственностью за дочек и жену, Саша всю готовку взял на себя, готовил быстро, но неподготовленному человеку есть это было, как правило, трудно) прошли за день только 46 км, встали за 2 км до развилки Судак - Солнечная долина. Над дорогой укрепляющие склон террасы, довольно узкие, места мало, разместились в 2 яруса.

29 апреля, Судак - Морское - Канака

Вечером накануне ели макароны с тушёнкой, и оставили кастрюльку открытой (хотя Семён был уверен, что закрыл, крышка найдена на дне другой кастрюли :). Некое животное ночью забралось внутрь, съело все остатки, после чего нагадило там же. Памятуя о бешенстве лис, которое через г. не передаётся, тем не менее долго всячески стерилизовали кастрюльку :( На развилке выбрали Судак, а не СолиДол, и правильно сделали, на спуске в город колесо у im2004sp/sp4126.jpg Стаса начало просто клинить, пришлось заехать в первый же авторемонт. Пока Семён ездил на рынок за подшипником, я проводил остальную команду до крепости, а заодно заскочил в Саквояж (но от предложенных Натальей лошадок пришлось отказаться :). Опасаясь повторения поломки, Стаса разгрузили (он вёз основной запас воды), после чего его стало уже просто не догнать. А мы потихоньку карабкались на подъёмы и лихо проскакивали спуски, на одном их них, заканчивающемся крутым поворотом (плюс узкая дорога), я не смог до конца погасить скорость и слегка шмякнулся об скалу, но ничего, хуже, если бы это был обрыв, дальше ехал осторожнее. Остановились на канакской развилке, пониже трассы, в русле ручья. Выше дороги дом, живут старики какие-то, а напротив него, с другой стороны оврага, колодец, так что проблема воды решилась (только наливайте над поилками, а то старуха ругается). Бензин остался на трассе стрелять Саша, но через полчаса принёс только 100-граммовую упаковку Royal для зажигалок, презентованную неизвестным москвичом, впрочем, с остатками в примусе этого хватит и на вечер, и на утро. За день 67 км (утренняя стоянка - крепость в Судаке 22, до Канаки ещё 45), набор высоты по Сашиному альтиметру 1370 м, сброс 1500. Комары есть, хотя не очень агрессивные. Всю ночь пели соловьи.

30 апреля, Рыбачье - Малореченское - Солнечногорское - Лучистое

Хорошие перевальчики на этом участке :(. Последний привал с мороженым и кукурузными палочками в Солнечногорском. Пивший там же кофе водитель грузовика всё удивлялся, что люди за свои же деньги так себя истязают - видел, как мы ползли на предыдущий перевал. Стрельнули у него литр бензина. Последний подъём километра 3 - 4, im2004sp/sp4129.jpg дальше - постепенный спуск к Алуште. Но время на исходе, сворачиваем на объездную через Лучистое, подъёмы к нему - самые крутые за всё время, въехать верхом не смог никто :( Я же потянул тут ахиллово сухожилие, с ним и раньше на маршруте бывали проблемы, и не только у меня, но опускание седла снижало нагрузку и всё обходилось, а тут уже резковато вступило. Пока обедали на автобусной остановке на въезде в посёлок, втирал масло - анальгетик, выделенное доктором Лизой, полегчало, хотя оптимизма и не прибавило, ползти на перевал сегодня чревато. Лиза прилегла на травке и ехать дальше просто отказывается, Семён тоже не горит желанием ночевать на перевале. Но рюкзаки пусты, сначала едем в посёлок, закупаем продукты (все местные мужики с опухшими фиолетовыми рожами, ни одного нормального), затем выдвигаемся дальше, к воде, вдоль стекающей от Фуны речки на полянках обычно стоят с палатками, но под уклон проскакиваем до Лаванды, воды местные не дают, и как-то случайно - неизбежно выезжаем на трассу Симфи - Алушта. До перевала всего 4 км, но набор высоты 280 метров, самые нетерпеливые начинают ползти в гору, на мои крики: "Куда? Остановка тут!", - Семён только машет рукой и скрывается за поворотом. Пока я чешу в затылке, подходит троллейбус, водитель вопросительно-приглашающе смотрит и даже делает какие-то жесты руками, заскакиваю и кое-как втаскиваю велосипед. Следом Саша заталкивает Лизу, затем почему-то залезает и сам, подбираем девочек, при этом окончательно блокируя все двери громоздкими велосипедами с рюкзаками. Стоило это по 2 гривны с человека. Лицо Семёна, когда мы его обгоняли, выразило сначала удивление, а затем обиду - он то меньше всех хотел ехать ночевать на перевал. Набрали воды на турбазе и встали выше по склону, у Школьного спуска. Набор за день 1650 метров включая троллейбус, по спидометру 41 км. Вечером выпили на троих бутылку вина, я пошёл спать, а Семён со Стасом взяли оставшиеся 2 бутылки и пошли к соседям. Ими оказались учитель с группой школьников, пить отказались, в результате получилось ещё по бутылке на велосипедиста :).

1 мая, Симферополь - Красная пещера

Корочкины спешат на дневной поезд, а мы собираемся ехать чуть позже, надо дать придти в себя Стасу с Семёном. im2004sp/sp4132.jpg До въезда Симфи 34 км, в основном спуск, только в районе водохранилища пара маленьких подъёмчиков. Наши приезжают ещё только часа через 3, поэтому народом овладевает желание успеть за это время помыться. Стас быстро узнаёт про 3 симферопольские бани, и мы начинаем их планомерный объезд. Первая, на севастопольском выезде из города закрыта с 1 по 3 мая, вторая в центре, у Советской площади, там праздничная демонстрация, транспорт не пускают, милиционер: "Вы куда? - В баню. - А, ну езжайте." Но и эта баня в праздники не работает, неутомимый Стас идёт в готель Украiна, может в душ удастся попасть, нет, не хотят, но дают наводку на сауну (от этой же гостиницы) через дом. И вот тут первая удача - есть свободный час и он через 10 минут, всего 50 гривен. Только начали затаскивать велосипеды в предбанник - мужик нарисовался, возьмите меня с собой, я вам стихи почитаю. На фиг стихи, сгинь. Ну могу 5 гривен дать, говорит, я давно хочу, но возможности нет. Еле отвязались. А сауна отличная, занимает большой подвал, всё оборудование, мебель, парилка качественная, даже тапки и фен, эротические картины на стенах, телевизор, а чуть дальше - огромная двуспальная кровать, простыни в сиреневых цветочках. Но это нам ни к чему, помыться бы :).

Итого за день 41 км, общий крымский пробег составил 412 км (пересчитано после юстировки велокомпьютера). На вокзале Стас с Семёном долго искали, где пристроить велосипеды подешевле, но так и вернулись ни с чем к камере хранения, там 3 гривны в сутки. Пока сдали вещи - уже и наши подтянулись с автовокзала, докупаем продуктов и к троллейбусам. "Сколько до Перевального", - спрашиваю у водителя 51-го, "2 гривны" отвечает. На фиг, идём на 1-й маршрут, но водитель выскакивает следом, "я думал вам до перевала, а до Перевального за гривну", тогда поехали. Большую часть дороги ещё обсуждали куда направиться, но вышли у поворота на Красную пещеру. От трассы 3 км, в качестве осевой странные надписи белой краской. im2004sp/sp4135.jpg Затем начинается грунтовка 1250 м, так вот в её начале стоит шлагбаум, причём не обычный - из гнутой и ржавой трубы, а из хорошего уголка, красочка свежая. Сидят люди в зелёном и требуют 2 гривни за этот кусок тропы с каждого проходящего. Ссылаются на договор с некоей в/ч, которой принадлежат эти земли (что похоже на правду, т.к. наверху раз в несколько лет проводят стрельбы - полигон), св-во о регистрации ИЧП гр-м Кучиным, и единый налог, который он платит. Кассового аппарата нет. Сам Кучин, мордастый такой, несколько раз подходил, но в разговор не вмешивался. Причём рядом поляны и ещё целое море палаток, с которых тоже, похоже берётся оброк. Плюс принадлежащие ему ларьки с пивом. 15 минут спора позволили только снизить цену с 16 до 10 гривен. Вечером, кстати, когда уже поставили палатки в гроте рядом с водопадом Су-Учхан, прибежал ещё и худенький спелеолог и тоже хотел денег, мол это уже не кучинская тропа, а зона пещеры, тут мы убираемся и подметаем гроты, был послан мягко, но однозначно. Водопад слабенький, но симпатичный.

2 мая, Долгоруковка - Замана

Утром часок пришлось подождать, пока самые любопытные посмотрят пещеру, зато потом рванули резко вверх по "пьяной" тропе, это прямо перед пещерой слева. К верху становится крутовато, но минут за 15 все im2004sp/sp4202.jpg выбрались и сели переобуваться, отдыхать, курить и пр. Я уже думал, что здесь и заночуем, но нет, рекорд прошлой весны (30 минут перехода за день на Меганоме) устоял, неторопливо двинулись вслед за школьниками. Учитель, ехидно посматривая на нашу команду, язвил, что за детьми нам не угнаться, ан нет, видели их потом пару раз вдалеке :) Впрочем, нам и без них не скучно, как только выбрались на край Долгоруковской яйлы оказалось, что по дороге движется демонстрация с рюкзаками. Основная масса шла откуда-то слева, видимо поднимались тоже от Перевального, но ближе к Симферополю и в обход кучеровской тропы. Рюкзачки турклубовские, старенькие, зато попадаются украинские самораскладывающиеся палатки, вроде толстых блинов, местное know-how, интересно. И только ещё одна группа поднималась тоже от Красной, но по оврагу, это надо было спуститься ниже водопада, перебраться на левый берег и дальше по тропе - более полого и короче получается, но нам от самой пещеры терять высоту не хотелось. По дороге направо примерно час, затем развилка, школьники ушли налево, в сторону т/с Партизанская, а мы свернули направо, к ЗаманЕ. Метров через 500, на опушке домик лесника, хозяин в зелёном и при нём ещё парочка пьяных помощников (как нам показалось, отбывают срок на общественных работах). Оборудована кухня для туристов, место для стоянки, im2004sp/sp4205.jpg родник - все условия. Перекусили, прикупили бензину и оплатили по 1 гривне с человека за 3 дня на 125-м маршруте: Партизанская-Замана-Тирке-С.Демерджи. Ограничение на маршруте одно - костёр в сосняке не палить. Через лес ещё километра два и Замана, всего переходов за день получилось 2 часа, дальше уж конечно не пошли :) Место очень красивое и чистое, вода в роднике у истоков Малинового ручья, солнце печёт, отдыхали, играли в преферанс. Только примус похоже засорился, травит бензин из всех неположенных мест, видимо, давление внутри больше расчётного, но ничего, основную свою функцию пока выполняет. Как только солнце село, сразу резко похолодало, портвейн выпили почти весь накануне, но Стас придумал кидать пластмассовую тарелочку - побегали и малость согрелись. Неожиданно обнаружилось, что купленные в Симфи продукты почти на исходе.

3 мая, Тирке - С. Демерджи - Джурла - Лучистое

Кузовкины половину ночи ворочались и шумели, как оказалось - холодно им было. Ночь, действительно, прохладная, im2004sp/sp4216.jpg утром местами найден ледок. Дорога идёт вдоль Тирке, затем переваливает к верховьям Хапхала, там немного погуляли без рюкзаков, в т.ч. провели короткую разведку в сторону Караби, но ничего приметного не обнаружили. Дальше по перемычке к Северной Демерджи, на развилке - правее, ориентируясь на вершину. Подъём на гору "в лоб" минут 15 (у первых), ещё есть пара небольших снежников. Одновременно с нами забрались райдеры - downhill'еры, наверх они велики ведут, а вниз довольно бодро съезжают, главное в их деле, как я понял - побольше щитков надеть, иначе возможны осложнения. От Северной к седловине непрерывным потоком идут туристы, в Алуште на набережной сейчас народу меньше. Не доходя метров 100 до седловины увидели слева дорогу и захотели немного срезать к Джурле. Но на всякий случай спросили у шедших оттуда мужиков, "Да, пройдёте", но оказалось - враньё, по ней можно было только опять выйти к Хапхалу минуя С. Демерджи. Мы так далеко не пошли конечно, после первого же короткого, но крутого подъёмчика женщины прилегли и идти дальше раздумали. Тут как раз ещё туристы подошли, они всё правильно и объяснили. Ну, пока суть да дело, мы с Димой ушли к стоянке Верхняя Джурла, пообещав ждать у родника. Однако не дождались - остальные решили проигнорировать Джурлу и засели на седловине пить чай, причём за водой бегали почти в Лучистое - кто-то им сказал, что на т/с очередь за водой 2 часа (очереди не было вовсе). Пока ребята сидели наверху, прибежали лесники с вопросом: "Хорошо ли Вам отдыхается? Тогда давайте денег!", - но жёлтые квитки 125-го маршрута легко отбили нападение. Покрытия на стоянке нет, а посему подробности нам с Димой удалось выяснить только явочным порядком, когда Дима пошёл наверх на разведку (это метров 300). Пьют чай, на водопад идти не хотят - ничего, im2004sp/sp4220.jpg мы одни к Джурле сбегали, идти минут 15, только в конце надо горку обогнуть. Водопад - отстой, у меня дома из крана больше воды течёт, к тому же над уступом пристроился мужик с пятью мальцами, они в этой струйке ноги и пр. части тела моют. А ниже - толпа гыкающих девушек стирает купальники, носки и пр. части женского туалета. Но зато место красивое, округлые скалы, как на Южной Демерджи, много зелени, море видно. Дима таки купнулся, но для профилактики залез выше всей этой шараги. Топаем назад - навстречу напившаяся чаю четвёрка, тоже решили посмотреть. Разброд и шатания. В результате всех этих задержек на Южную сходить уже не успевали (а мне и не очень хотелось), сбросились в Лучистое, сначала по грунтовке, потом по тропе, надо держаться ближе к горе и в какой-то момент перейти на левый берег ручья, заночевали на декорациях метров 200 не доходя до источника. В магазине всё сметено майским ураганом туристов.

4 мая, Алушта - Ай-Петри

im2004sp/sp4221.jpg

Собирались долго, потом час стояли на остановке "Лучистое" - троллейбусы ходят раз в полчаса и забиты полностью, в конце концов удалось уехать только потому, что из троллейбуса вышла другая тургруппа. Стас разведал сауну при пансионате "Славутич", 30 гривен в час плюс 15 за 2 машины, чтобы успеть к часовому окну. Классом она пониже, чем в Симферополе, поменьше, да и нас не трое, а восемь человек :(. На новом рынке куплена лучшая колбаса заезда - конская варёно-копчёная, татарская. Традиционно очень долго сидели в кафе на набережной, так что успела приехать из Москвы и тоже поесть Татьяна. Всех интересует сколько фенов она взяла на этот раз, а нисколько, волосы острижены и укладка не нужна. Но зато 2 пары кроссовок - одни на размер меньше, чем надо, а другие - брата, 44-й размер, на случай, если в первых будет совсем невмоготу :). И вместо спального мешка плед толщиной с мою майку, для майских гор в самый раз :(. Кстати, уже и вечер приближается, а мы всё на автостанции продукты докупаем... Семён со Стасом настаивают на первоначально запланированном маршруте - Каньон верхом, Мангуп, Шуулдан, Бахчисарай, народ безмолвствует. Я малость понудел, что после 10 дней под рюкзаком можно бы уже и в Новый свет брют пить, но идею поддержала только несовершеннолетняя Саша :). Мне - ладно, но посмотрим, как женщины будут спускаться с яйлы в каньон. Ушлый Стас и тут нашёл лоха - водителя микроавтобуса, у того семиместное корейское чудо с левой дверью, девять человек плюс рюкзаки - это очень плотная укладка, но везёт прямо на Ай-Петри за 160 гривен (с учётом багажа мы бы больше заплатили только за фуникулёр, а ещё два перегона - Ялта и Мисхор :). По дороге воды докупили, как оказалось - напрасно, родник наверху функционирует, не доходя 100 м до домика лесника, справа в овраге. Там же рядом и "площадка рекреации", как назвал её нарисовавшийся лесник, можно стоять с палатками. Мы правда хотели прошмыгнуть дальше, но лесник предупредил, что если не успеем дойти 4 км до границы Куйбышевского лесхоза и встанем на ночлег в его части заповедника, то вечером он будет объезжать угодья и нас оштрафует. Площадка нам не приглянулась, встали в соснячке ближе к дороге. Народ кругом костры жжёт, мы одни правильные и холодные. Примус работает всё хуже, есть подозрение, что на Замане лесник налил нам из бутылки вместо бензина какую-то гадость.

5 мая, т/с Ай-Петри - т/с Карадагский лес

im2004sp/sp4222.jpg

Вместо положенных секунд, примус выходил на режим полчаса, озабоченные этим Стас и Семён пошушукались и вынесли неожиданный вердикт: в каньон не ходить, ходить вдоль края яйлы к Форосу. Мои вялые попытки отстоять вчерашний план - он гораздо реальнее без примуса, у каньона кафешки, дальше полно населённых пунктов, а на яйле с едой туго, были отвергнуты без какой-либо аргументации. Съели традиционно лучший крымский шашлык у татар, 200 грамм за 15 гривен (сначала смотрел и выбирал, потом уже заказывал, а то не в сезон у них остаётся - норовят вчерашний подсунуть), и в 12 Москвы выползли на дорогу. im2004sp/sp4224.jpg Шли средне, почти все Татьянины вещи несёт Семён, но она таки отстаёт. ВЧ я с ходу обошёл справа, остальные поленились, попросили разрешения пройти напрямик, пустили, но фамилии переписали, на это ушло минут 10, я пока окрестности фотографировал с остатков бетонного основания РЛС. С гребня спустились к т/с Ай-Петри, это рядом с охраняемыми водосборниками (как мы предполагаем). Хорошее местечко, полянки, родничок, палатки, посидели немного, но надо двигать дальше, слышится традиционное: "По матрёшкам", - и Семён решительно ведёт всех по дороге вниз. "Эй, это разведка или мы уже куда-то идём?", - кричат замыкающие. Всё нормально, следует ответ, но, потеряв метров 50 высоты, Семён упирается в забор и вынужден таки развернуть группу на 180 градусов :) Ещё немного вдоль хребта, затем спуск к т/с Карадагский лес, на всё ушло 6 часов - на час меньше, чем в прошлый раз. Место влажное, солнечно, но прохладно, первый раз сделали костёр. Примус чадит и еле дышит. До скельтской пещеры 40 минут по дороге, напоминающей каменный жёлоб, не пошли.

6 мая, Байдаро-Кастропольская стена - Алупка

Несильный дождь начался в полночь и шёл полтора часа, затем притих минут на 30 и снова начал барабанить по тенту уже крупной im2004sp/sp4228.jpg дробью, лишь изредка переходя на мелкое сито. Вся турстоянка притаилась в палатках, только самые нетерпеливые выскакивали под дождь по нужде, а мы решили написать ещё немного вистов на Семёна :) В 11:30 дождь неожиданно прекратился, хотя небо светлее при этом не стало, за 30 минут мы собрались, забросили в рот по 20 изюмин (примус сдох окончательно) и Семён уверенно повёл нас по тропе в лес. "Эй, а туда ли мы идём?" - кричали замыкающие. Не вопрос, направление скорректировано на 90 градусов и, после недолгих блужданий по мокрой траве, мы уже на вчерашней грунтовке, которая, впрочем, вполне очевидно огибала пруд слева :) От стоянки до Чёртовой лестницы 2 часа лёгкого галопа, но по мокрым камням решено не спускаться, скользко, да и выигрыш неочевиден, посему с ходу проскакиваем дальше, к церкви Воскресения, это ещё 2 часа. Из всего перехода только первый час был без дождя, потом полтора часа с неба хлестало довольно сильно, ещё час переменная морось в туче вдоль Байдаро-Кастропольской стены и последние полчаса спуска опять сухие - перевалили хребет. Мокро, грязно, ноги по колено в глине, а в дне пакета, которым я накрылся, оказалась дыра, так что холодная струйка всё время предательски лилась мне за шиворот, хотя большинству вообще нечем было укрыться. Зато выяснилась интересная вещь - те, кто ещё вчера еле тащился, сегодня выказали завидную прыть и мне порой было трудно за ними угнаться. Ну и лишние полчаса прогулялись по самой грязи - от грунтовки отходит на гребень очевидная тропа как раз к месту, где развалины и обычно тренируются скалолазы, но Семён со Стасом "шу-шу-шу, пойдём по дороге, наверху мокро и ветер". Пошли под моросью по очень грязной дороге вниз, потом назад и вверх по другой такой же, вышли к тем же развалинам на гребне, где как раз было сухо и тихо, а ближе к церкви даже солнце местами проглядывало. Красная глина на спуске к серпантину размокла, кроссовки скользят, впрочем упала im2004sp/sp4229.jpg только один раз Татьяна. У церкви в ларьке водка на берёзовых почках, смываем грязь и, срезая по скользким осыпям и глине, скатываемся к трассе. На форосской развилке минут через 10 пустой "Икарус" забирает всех, до Питомника в Алупке 2,5 гривны, пока ехали небо менялось каждые несколько километров - то лишь солнце и голубое небо, то опять тучи. В Алупке, впрочем, как и в Форосе, облачно, на нижнюю дорогу вышли у остановки Укрсоцбанк и, на всякий случай, заглянули к знакомым хозяевам на Чёрный бугор - занято, но не очень и хотелось, с купаниями сейчас неважно, так что можно поселиться поцентровее. Соответственно, разместив обоз на автостанции, забуриваемся на улицу Розы Люксембург, уже, кстати, около 6 вечера местного времени. Первый вариант - какая-то коммуналка, тёмный коридор, под ногами дети и собаки, нетрезвая хозяйка. Второй - комнаты на троих метров по 8, диванчик (по мнению хозяйки на нём должны улечься двое) и кушеточка, между ними тумбочка, больше ничего не влезло, но горячая вода и свой дворик, тут поселились Стас с Машей. Третий - скворечник из не струганных досок на (как бы) третьем этаже над остановкой Горсовет. Четвёртый - Нагорная улица, на следующем доме висел номер 15, только построено, татары, хозяйка по-русски почти не говорит, переводит "разводящий" таксист, 3 комнаты и холл, стереосистема, очень цивильно, $50 в сутки, но и очень уж высоко, на машине нас подвезли быстро, а пешком - смысла нет. Ира посмотрела ещё частный пансионат на Ленина - 40 гривен в день комната на троих, а Женя - "жильё у моря", тоже не понравилось. Пришлось обратиться к местным женщинам, которые и указали правильное направление - ул. Фрунзе (бывшая Кирова) дом 14, кв. 3, это между ул. Р. Люксембург и сан. "Солнечный", точнее даже бывший его корпус 5, от "Карамбы" пройти ещё метров 20 и вверх по лесенке, вход со двора, хозяева Вера и Саша, т. 723714. Давая реквизиты, я всё же не советую договариваться о жилье заранее. У меня нет никаких претензий к этим хозяевам, но за полтора месяца "высокого" сезона ведь им (как и всем другим) надо будет попытаться заработать максимум денег, поэтому устные договорённости по телефону легко перекрываются конкретными наличными деньгами за полчаса до Вашего прихода. Да и отдыхающие порой едут, имея несколько "железно" обговоренных вариантов, или просто перехватываются другими хозяевами на пути от автостанции. Или договорились, приехали, а жильё не понравилось. Короче, без задатка - это всего лишь слова. Звонить стоит уже из Крыма, просто чтобы сэкономить время и не проверять все адреса ногами. А за 50 гривен в сутки мы получили на троих: комната метров 30 с мебелью, телевизором и холодильником, потолки 4 метра, застеклённая веранда ещё метров 10, горячая вода в хорошо отделанном санузле. Храпящие спят на веранде, Дима - в комнате. Один недостаток - общий вход с тихим соседом (с/у отдельный), но мы не так уж поздно и возвращались. Осталось найти квартиру для Кузовкиных, разобрать вещи, поесть в "Ветерке", помыться и спать, день выдался нелёгкий.

7 - 8 мая, Алупка

im2004sp/sp4234.jpg

7 мая - потерянный день, всё в тучах, дождь перестаёт только изредка. Утром Семён целый час нудел, что хочет уехать, на плохую погоду у него плана нет, на даче лучше, потом вышло солнце и он утих. Выбрались в парк, опять дождь, но мы героически помокли на Южной веранде дворца минут 40, после чего с чистой совестью отправились совмещать преферанс, пиво и солёные закуски по месту im2004sp/sp4235.jpg временного проживания. Реклама на улице: ресторан "Алупка" - (бывш. кафе) китайская и европейская кухня, "стриптиз женских тел" :) Вообще центр Алупки (площадь с Вовой) последнее время приобрёл дополнительный лоск, стал ещё стильнее, очень мне нравится, кроме цен - просто в разы к обычным крымским. Посему ужинать ездили в Симеиз, (маршрутка 1 гривна), мы втроём (я, Дима, Семён) окопались в этот вечер в "Ежах", шашлык из баранины отличный, но дороговато, долго и пронизывающий холодный ветер на огороженной лишь рабицей площадке. Остальные остались довольны колоритом татарского кафе "Селям". Возвращаясь в темноте прилично навернулся около домика - там сначала маленькая ступенька, потом большая, а дальше огромный пень, через него летел уже кувырком. Хотя у Семёна был фонарик, но, зарывшись с головой в пакет кукурузных палочек (действительно очень вкусные), подсветить он не смог :(

8 мая - конкурс "кто сильнеё обгорит", на небе ни облачка, перекусив в "Ветерке" ссыпаемся справа от "Рандеву" на пляж "Чёрный бугор". Дима как всегда лежит голый, вечером за это у него будет ярко красная тушка и температура за 38 градусов. А вода 12 градусов, я залез 2 раза по минуте, Дима - раза 4, не считая технических заходов :) Преферанс - Семён в большом минусе. im2004sp/sp4236.jpg Ужинать Кузовкины сагитировали нас в "Селям", позже и Стас с Машей добрались до него из Ялты, не очень уже уверенно добрались, но всё же, там ещё добавили. Со слов Семёна, Машу со Стасом он потом выгружал в Алупке из маршрутки "как 2 мешка с углём" :) Мне "Селям" не понравился - 2/3 меню нет, чебуреки и плов примороженная татарочка принесла нескоро, но вместе, выбор только - что именно есть холодным, в результате чебуреки с сыром показались на редкость невкусными (по отзыву Семёна горячие тоже). Вино сухое красное и портвейн, без детализации. Семён решил попробовать дымламу, с которой нас кинул в 2001-м в Новом свете Алик, тут его кинули второй раз - крупно порезанные овощи в горшочке и почти ноль мяса. Колорит в виде дастарханов присутствует, вроде и поели, но второй раз я бы не пошёл. То ли дело "Ветерок" - кафе над автостанцией в Алупке, ему отдаю призы во всех номинациях. Всё свежее и очень вкусное, меню обширное, напитки - какие захочешь. При этом обычная яичница стоит гривна/яйцо, остальное тоже заметно дешевле, чем где либо ещё в Алупке. Плюс славная и расторопная буфетчица Люда - всё принесёт вовремя, аккуратно, без заискивания, но вежливо, ей отдельная благодарность. Единственный минус - место "беспонтовое", т.е. утром или днём неторопливо съесть на возвышении салат из печени трески запивая отличной крымской мадерой(!), чувствуя лёгкий бриз и лениво поглядывая на суету внизу - очень приятно, но вечером порой хочется большего. Хотя напротив, на втором этаже "Рандеву" (напитки в баре хорошие), вечером дискотека.

9 - 10 мая, Дорога домой

Отъезд назначен на 12 часов, сбор "у Вовы", но пришлось немного задержаться - Женин паспорт остался у хозяина квартиры, а тот именно в это утро куда-то запропал, впрочем, обошлось. Из центра Алупки спуск в парк мимо бюста дважды im2004sp/sp4237.jpg героя Амет-Хана Султана, потом налево, к прудикам с лебедями, и вот уже конечная 28-й маршрутки, на ней доезжаем до Спартаковской площади. В Ялте праздник, народ гуляет, мы тоже, вдоль Учансу до набережной, там по чашечке кофе с видом на море, неспешное дефиле в другой конец, ещё немного троллейбусом вдоль Дерекойки - и вот уже конкретная задача: как выбираться? Троллейбус 7 гривен, но идёт 2:50, не хочется, маршрутка 12 гривен и 1:30, гораздо интереснее. Одна проблема, Татьяну я на набережной видел, а здесь её нет. В результате, пока ждали - Газель ушла, а следующим стоял 30-и местный автобус, который набирался почти час, сводя на нет всё преимущество дизеля перед экологически чистым транспортом :(. Прибыли на вокзал минут за 40 до отхода поезда, в камере хранения толпа с рюкзаками, пришлось и тут постоять, но к сроку успели. Только срок нам в последний момент скорректировали, поезд уже здесь опаздывал почти на час, отголосок взрывов на складе боеприпасов под Мелитополем. Сели - уже веселее, однопутка на Армянск, затем Херсон, колесим по всей Украине. Особенно запомнилось утро 10 мая, проснулись где-то в степи, простояли целый час пропуская вперёд товарняки и неожиданно поехали назад. Впрочем, оказалось, что это ночью локомотив прицепили с другой стороны :). Основное ощущение в поезде - голод, вечером винцо закусили и всё - еда кончилась, а в этих степях кормить пассажиров ещё привычки у людей нет, появился только один мужик на велосипеде со свежими яйцами - ну и где их варить? Утром в Апостолово купили килограмм пряников на рынке возле станции, больше ничего, думали в Харькове поздним вечером разговеться, так нет - только напитки, предыдущие поезда всё съели, с трудом урвал варёной картошки. Хорошо ещё, за ночь по России поезд постепенно нагнал часа два к обычному расписанию, так что прибыли 5:40 утра, с опозданием всего на 11 часов.

Истрачено за 15 дней / 14 ночей и 2 дня / 3 ночи в поезде $150, кроме того ж/д билеты $50 и сотовая связь $30. Большая часть затрат традиционно пришлась на вторую неделю. Кроме того ещё на $200 докуплено велоснаряжения (шлем, багажник, педали, велорюкзак и пр.).