Краснодар - Гуамка - Туапсе - Керчь - Ялта - Севастополь, 27 апреля - 14 мая 2006

Index


"Откуда вы?"
/вопрос, заданный нам 193 раза/



27 апреля, поезд Москва - Краснодар

Есть некое сходство в непринуждённом отношении к незнакомым детям и велосипедистам: "как тебя зовут?", "откуда вы?". Какое дело продавщице в Старом Крыму, где именно мы живём, но ответ: "Едем из Краснодара", - не катит, место постоянной прописки будет вызнано досконально. Впрочем, по порядку. Отшвартовался 7:20, за бортом +2, холодный ветер вышибает слезу, да и на Кубани обещают дождливыми следующие два дня, +13 днём и +4 ночью, потепление только с 30-го. Но зуд Казанский вокзал весеннего путешествия слишком силён, 9 км до Казанского пройдены с ускорением, в Сокольниках подхвачены Семён, Марина и Света, на вокзале - строго по плану за 50 минут до отхода поезда. Хотя Семёну это далось не просто, спать он даже не ложился, готовил новый велосипед за $1000 к походу. Все шестерёнки и цепи смазаны, переключатели отрегулированы, но из-за погоды в деле так и не испробованы. Остальные участники: Стас с дочкой Ксенией и Женя, в команде 7 бойцов. С велосипедами на посадке традиционный лёгкий мандраж, ведь неизвестно, как поведёт себя проводник, начнёт ли придираться к габаритам и весу, но - обошлось. Плацкарт оказался «усовершенствованный»: мягкие диванчики, стеклопакеты на окнах, цифровые табло: «Туалет свободен, +23С», вот только у багажных полок появились ограничители со стороны прохода, и, как ни крутись, два велосипеда между полок не развернуть frown. Найти бы этого конструктора и высказать ему наши соображения короткими, ёмкими фразами. Пришлось закинуть велосипеды каждый на отдельную полку, положение неустойчивое, но, к счастью, поезд шёл ровно, и никто не пострадал. А за окнами тускло и серо, первые листочки на берёзах начали появляться лишь за час до Воронежа. За бельё взяли 73-50, но обещали дать один стакан чая.


28 апреля, Горячий Ключ - Апшеронск

Яички в электричке В Краснодаре более миллиона жителей, прямых поездов из Москвы нет, из нашего, идущего до Новороссийска, выходит больше половины пассажиров, следом мы с 7-ю велосипедами плюс рюкзаки, стоянка 4 минуты, успели, хотя и с красными флажками. Электричка до Горячего Ключа через 40 минут, идёт полтора часа, билеты можно купить и в вагоне, 38-50 и 27 за велосипед. Вскоре появились два ОМОНовца, проверяют документы, типичные такие: невысокие, туловища необъятные, шей нет, и только вблизи замечаешь, что у одного из них в руке почти теряется КПК, и он ловко так палочкой успевает вводить данные каждого паспорта. Обед в Имеретинской В Горячем Ключе трасса идёт параллельно железной дороге, мы вернулись по ней до Саратовской, пересекли станицу и по соседней дороге поехали через Первомайскую, Имеретинскую (обед), Тверскую, Ерик и Апшеронск. Водитель каждой проезжающей легковушки считал своим долгом нажать клаксон возле наших блондинок, а отстававшую от колонны Свету ещё и быстро несущиеся грузовики пугали. У трассы довольно много продавцов, но товар только один - ландыши, в глубинке же появились и редиска с картошкой. А кругом - буйство зелени, удивительно, но за ночь мы попали из самого начала весны в лето. В достижениях первого Вперёд по главной дня хотел отметить чисто «велосипедный» (верховой) способ передвижения, но длинный и крутой подъём за Тверской не сломил только Стаса и Марину, остальные понуро поднимались в гору пешком. Надо отметить, что отношение окружающих к нам за всё время похода было положительным за исключением Апшеронска и его окрестностей (посёлок Калинин), где даже взрослые люди кричат гадости, молодёжь провоцирует столкновения, по крайней мере 4 подобных случая за полчаса, дикие они там какие-то, не советую ездить. Ночевать встали на краю поля, на выезде из Апшеронска в сторону Ширванской Водокачки, долго искали место, т.к. после дождей всюду стоит вода. Кстати выяснилось, что Семёну на день нужно 2 бутылки коньяка, к которому остальные относятся довольно равнодушно, но держатель кассы похода Стас мягко выговаривал по этому поводу именно мне, интересно, почему? Добавлено Семёном: первая бутылка была маленькая, и вообще - пили коньяк все! Впрочем, нормального вина всё равно на Кавказе нет. Как и пива, самое приличное - "Хадыженское", остальное, по мудрому замечанию Евгения, типичный совок. За день 85 км.


29 апреля, Водокачка - Новые Поляны - Черниговская

Зелёный гость К традиционной утренней теме храпа Семёна добавилось обсуждение теплоизоляционных свойств моей новой палатки, которая зато весит в 2 раза меньше, чем аналогичная по размерам вторая (куплена в складчину остальными мужиками). И спальник мой новый что-то холодноват для обозначенного экстрима -4С, хотя зато весит всего 900 грамм (во втором точно таком же мёрз Женя). Из крупного у меня ещё была с собой кастрюлька на 2 литра с вложенной внутрь газовой горелкой Kavea и 3 баллона к ней. В качестве главного средства приготовления пищи в поход был взят бензиновый примус, но я припас горелку на случай, если Стас всё же поведёт основную массу на заснеженные вершины. Стас тоже взял горелку, Campingas, наверно, на случай, если остальные откажутся идти с ним по шею в снегу. Короче, мы были во всеоружии smile. А на улице сыро, прохладно, да ещё в поезде девчонок Памятник пупырчатому напугал мужик, якобы бывший в Гуамском ущелье несколько дней назад, и оно, по его словам, наполовину в снегу. В связи с этим решили не рисковать и вместо Мезмая сразу ехать в Гуамку. К Новым Полянам на карте Стаса обозначены 2 грунтовки, но на повороте у моста через Пшеху мы выяснили, что одна из них уже заасфальтирована. К ней надо было ехать налево через мост, но мы предпочли более короткую грунтовку на Горный Луч. Из Полян обозначена узкоколейка в Мезмай, Семён очень на неё надеялся, но оказалось, что лесхоз давно закрыли и железку разобрали (осталась другая, до Шпалореза), зато есть грунтовка из Черниговского, куда мы быстренько докатили по продолжению того самого асфальта. Местные указали вполне приличную дорогу на Фишт и Лагонаки, первый раз я видел грунтовку, на которой у каждого отворота к нежилому хуторку стояло, как минимум, 3 знака: «поворот», «главная дорога» и «уступи дорогу». Километров через 7 был замечен левый поворот у памятника «пупырчатому презервативу», но сунувшийся туда первым Стас вернулся с заключением: «Это ад», и мы поехали дальше. Ещё через несколько километров выяснилось, что едем мы не туда, и тот поворот таки был наш. А в дремучем лесу.. Тут, как назло, отвалился шатун у Марины, крепивший его болт 8х1 оказался утерян и запасного нет. Три часа ждали у памятника, пока Семён с Женей ездили за болтом с коротким шагом резьбы в Черниговское, где он был найден каким-то чудом. Грунтовка довольно оживлённая, многие за это время останавливались, «откуда-куда», и надо отметить, что мнения аборигенов по поводу дальнейшего маршрута разошлись. Водители (человек пять) дружно утверждали, что нам не проехать, там даже КамАЗ в прошлом году перевернулся, и только один охотник с ржавым ружьем сказал обратное – пройти можно, дорогу и трактором ровняли недавно, а вторая половина даже и хорошего качества. Шатун прикручен, болт для надёжности заклеен лейкопластырем, время 18:00, хочется до темноты выбраться к жилью, и мы углубляемся на «неподдерживаемую» грунтовку. Кажись выбрались! Не сразу она показала свой норов, поначалу это были просто колеи глубиной с полметра из слегка подсохшей грязи, потом стало мокрее, дорога пошла круто в гору, а вдоль неё потёк шустрый ручей. Пять километров мы шли два с половиной часа, часто скорость не превышала 1 км/час, у велосипедов всё забивалось грязью, и колёса просто переставали вращаться. Гружёные велосипеды в грязи трудно удержать вертикально, поэтому откапывать засосанную обувку помогали товарищи… Стас был недоволен, что мы везём вдоль ручья 10 литров питьевой воды, купленной Семёном во время вылазки за болтом, Семён (месивший грязь новеньким велом) и Женя бухтели по поводу говн, в которые нас таки затащил Стас, короче – разброд и шатания. Хотя я лично прошёл отрезок аккуратно и даже ног не замочил, только оба винта крепления багажника на моём велосипеде загадочным образом за это время раскрутились. Но главное - я был внутренне готов к тому, что Стас заведёт нас в гиблое место, и отнёсся к происходящему, как к запланированной и неизбежной жертве. Так и не найдя, где это трактор там что-то ровнял, встали на ночлег уже в темноте чуть выше по склону, на небольшом карнизе. Одна радость - появилась связь, значит жильё недалеко. За день 42 км.


30 апреля, Гуамка - Ширванская

Гуамское ущелье Как оказалось, до карьера, откуда и начинается нормальная грунтовка (хотя и с грязными участками) мы не дошли 500 метров. По ней ещё 4 км до Гуамки, где выяснилось, что и туда 2 года назад проложен асфальт, Естествоиспытатель 30 км сюда от Ширванской, можно было накануне легко доехать. Пока ели в кафе при гостинице «Гуамка» (комплекс - 105 рублей) подробно расспросили про дальнейшую дорогу. Снега в ущелье давно нет, до Мезмая вдоль узкоколейки - 8 км, на 3,3 км ходит «матрица» - мотодрезина (берёт человек 10, стоит 600 рублей). От Мезмая - очень крутой подъём 5 км и лихой спуск 10 км в Нижегородскую, откуда опять же имеется асфальт на Апшеронск. Само ущелье взято в аренду, вход 40 рублей маскируется всякого рода информационными услугами, и липовой страховкой, реальная же страховка – милиционер на табуретке, прикрывающий деятельность местных ОБ. Вообще написано, что платный вход только с 1 мая, но они, видимо, решили встать к шлагбауму пораньше. Поляна - конец прогулки Без возврата нас готовы были пустить и за 10 рублей с человека, но ещё ощущаемое послевкусие говн не дало нам решиться, оставили велосипеды на стоянке за 50 рублей, одели каски и прогулялись по ущелью (~4,5 км в одну сторону). БКК на фоне ущелья смотрится, как обычная грунтовка с лужами, побывать тут стоит, Набегались советую. Потом купили тряпок, съехали к реке и долго мыли велосипеды, а ближе к вечеру с ветерком скатились к Ширванской, всю дорогу только 12% спуски, легко разгонялись до 65 км/час. Добавлено Светой: мы ехали со Стасом последние. Разговаривали о том о сем. На поле паслось 5 лошадей, которые с интересом поглядывали в нашу сторону. Ну Стас возьми и махни им рукой, мол давай с нами, ребята! Они и поскакали с нами! Вы бы видели, как улепетывал Стас! Он развил просто космическую скорость! Выглядело все это примерно так: узкая дорога в 2 полосы, первый - Стас в желтой майке лидера, за ним - 5 коней по всем полосам, по встречке - машины с удивленными водителями и последняя - я! Закупили продукты в Ширванской и встали в очень красивом месте на берегу Пшехи. Велопробег 41 км.


1 мая, Нефтегорск - Хадыженск - Куренская

Утро на Пшехе Утром пакет с колбасой и сыром, лежавший под тентом палатки, обнаружили в нескольких метрах от неё, Девчонкам непросто продукты погрызены, пришлось выбросить. Пока Семён кипятил воду для завтрака на бензиновом примусе, а остальные ещё сонно почёсывали животы в палатках, я согрел воду на газе и устроил головомойку девчонкам. А сам помылся в речке. Рядом с Водокачкой на карте обозначен асфальт на Нефтегорск, так можно было бы проехать на Хадыженск (начало дороги на Туапсе) минуя Апшеронск. Гладко было на бумаге… На самом деле - 8 км разбитой грунтовки со "средними" говнами, но с дополнительными рвами по обеим сторонам, так что обходы через лес требовали больших усилий. По объездной Апшеронска 26 км было бы много быстрее. Нефтегорск приближается Тем более, что свернув на Николаенко проскочили в Нефтяную и чуть не уехали дальше в лес - дорога на карте обозначена, хорошо, что местные подсказали - это тупик и по тем лесовозкам уже лет десять никто не ездит. Вернулись в Николаенко (крюк получился километров 15), около лесопилки свернули на грунтовку, На Куре потом на развилке в лесу взяли правее, и через 6 км выехали на ту же объездную в Красном Маке. Обед в Хадыженске, 1117 рублей на 7 человек с пивом. Заодно из магазина было принесено неплохое сухое Мысхако. Пока ели, пристал очередной ненормальный со спиленными передними зубами: "Откуда едете и много ли вам платят за это?" И как бы ему тоже поучаствовать и бабла срубить побольше. Объяснили человеку, а затем порулили по указателям на Туапсе, там тоже хорошие спуски-подъёмы, 5% вверх я легко ехал на 2-3 (при схеме 3-8), ночевать встали за Куренской, перед мостом налево-вниз, на берегу Куры. За день 69 км.


2 мая, Шаумян - Гойтх - Туапсе

Индюшачий тоннель Подъём на Шаумянский перевал обозначен знаком 12% с дополнительной табличкой 5 км frown. Реальный перепад высот по альтиметру Семёна - 400 метров, что даёт среднюю крутизну 8%, тоже неплохо - в два раза круче, чем из Ялты на Ай-Петри. Сама дорога заасфальтирована и хорошего качества, только по обеим сторонам перевала грунтовка с камнями. Церковь в Шаумяне Наверху выпили чаю и лихо вниз, Гойтхский перевал полегче, а за ним - отличный длинный пологий спуск вплоть до пересечения с железной дорогой. Три поломки - прокол у Жени, раскрутилась педаль у меня, разболтались звёзды у Семёна. В Туапсе поели на К. Маркса (1700 рублей), потом я, Семён и Света поехали к вокзалу чиниться и узнавать расписание автобусов. Справа от ж/д вокзала торговый ряд, в глубине торгуют и запчастями (которые, к счастью, не понадобились). Автовокзал - ещё на 300 метров дальше по параллельной улице, есть рейс до порта Кавказ в 9 утра. Остальные, тем временем, нашли сауну-бордель "Аэлита" на самом верху города, 1500 рублей за 3 часа, и ещё столько же ночёвка. Спускаясь за нами в центр, Женя упал и рассёк бровь, т.к. не одел шлем. Кстати, единственный, кто взял в поход шлем, был именно он. За день 68 км.


3 мая, Туапсе - Керчь

Дождь начался вечером, шёл всю ночь и утро, в этом смысле мы очень удачно устроились на ночлег. Но в 6:45 ранние пташки (я и Семён) уже катили вниз, к автостанции, где с 7 утра начинают продажу билетов. Проезд до порта Кавказ стоит 220 рублей, багаж - ещё 25, с этим проблем не возникло, а вот при посадке водитель заупрямился. Похоже, что багажные отделения Икаруса были забиты у него чем-то своим, а в салон комплект велосипедов и рюкзаков он грузить не хотел, опасаясь проверок. В конце концов, Семён уговорил его попробовать уложить наш багаж сзади, получилось относительно компактно, дополнительно заняли всего пару сидячих мест, что не создало неудобств остальным пассажирам - в Туапсе автобус заполнился только на 2/3, несколько человек ехали стоя лишь после Джубги, да и то недолго. Проверок документов было 3, последняя уже при въезде на косу, но ещё во время первой Ксению чуть не ссадили - срок действия паспорта кончился 10 дней назад, милиционеры грозили даже написать жалобу по месту её прописки smile. На Тамани деревья вдоль дороги ещё голые, виноградники местами подрезаны под привой - зимой было до -30 С.В Анапе дождь отстал, но пока 4 часа ждали паром, догнал нас опять. А сидели так долго мы потому, что из-за проверок опоздали на предыдущий паром буквально на несколько минут (в пути 8:40, прибыли 17:45, по расписанию паром отходит 18:15). Порядок там такой: пускать в погранзону начинают за час до отхода парома и прекращают за 30 минут. Так тот, предыдущий паром, ушёл из-за шторма с опозданием на полчаса, но нас всё равно не пустили - дорогу к пограничникам преграждают пути, а по ним (в соответствии с расписанием) начали проталкивать цистерны с нефтью... На улице холод и ветер, пришлось забиться в кафе, там сразу и пообедать, и поужинать smile. Ксюхин паспорт не остался незамеченным, пограничник вызвал старшего, потом звонили самому главному, и в результате решили пустить. В Duty Free после праздников шоколада нет, закупались вином и парфюмом smile. Швартуемся к Крыму Паром отошёл с опозданием уже на час (в 22:00), матросы посоветовали нам получше прикрепить велосипеды к поручням, но не на носу, т.к. сильная болтанка и захлёстывает на палубу. Украинские таможенники обрадовали новыми правилами ввоза гривен - до 3000 без проблем, и на том спасибо. Обменяв минимум денег на гостиницу, дружной колонной двинулись за Семёном, у него единственный белый передний фонарь, но он почему-то решительно повёл нас в ближайший овраг. Холодно, накрапывал дождь, а в свете налобного фонаря чуть ли не мелкие снежинки кружились перед лицом. Откорректировав направление, набрали скорость и уже через час были в готеле "Лазурный", двухместные - по 70 гривен, трёшка - 80, сколопендры в ванной, жуки на полу и тараканы на стенах - всё по-прежнему. Только кладовку для велосипедов не открыли, велели брать в номер (2-й этаж). Утром были последние 2 км по Туапсе, вечером - первые 15 км по Крыму.


4 мая, Багерово - Нижнезаморское

Нападение гигантских улиток Большинство умудрилось проспать до 11 часов, за это время мы с Семёном починили Женин вел - погнулось место крепления заднего переключателя, то ли при падении в Туапсе, то ли во время транспортировки автобусом. Заодно побазарили ещё с одной группой велосипедистов, живших в гостинице, они едут встречным маршрутом, на Кавказ. Из окна номера видел щит с лучшим курсом обмена в Крыму - 5,04 UAH/USD. Потом поехали на вокзал, купили билеты девчонкам на 8-е мая (150 гривен), традиционно обозрели город с Митридата (вся трава на склоне усеяна крупными улитками, по 20 штук на метре), и в результате уселись есть в каком-то баре на пешеходной ул. Ленина. Надо отметить, что прошлые годы обеды в Керчи доставляли двойное удовольствие: и качеством пищи, и суммой в счёте. На этот раз осталась только вторая составляющая, Круглая башня, Чистополье выбор в баре ограничен, еда средняя, готовят долго. Зато был поставлен рекорд времени начала движения - 16:55 Москвы, да ещё и дорогой ошиблись, вместо трассы выскочили на Багерово. Очень удачная получилась ошибка, проехать вдоль моря хотелось давно, но смущало отсутствие сквозного движения, а тут уж куда деваться, едем… Машин мало, асфальт не разбит, да и местные обещают хорошую грунтовку по берегу в сторону Щёлкино. Выйдя к морю, асфальт раздваивается, направо - к Золотому, а мы свернули налево, к Казантипу, который уже виден на горизонте. Набрали воды из колонки в каком-то посёлке (с примесью сероводорода), на очередной развилке взяли правее на Нижнезаморское (есть табличка), в конце которого асфальт благополучно и закончился. Приличная поначалу грунтовка стала со временем труднопроходима из-за песка, мы вышли на берег и какое-то время брели там любуясь пейзажем и предзакатным солнцем в сочетании с тёмными тучами. Вечер на косе В Керчи говорили, что ветер дует уже 6 дней и должен стихнуть, было похоже на то, прохладно, но тихо. Встретили на берегу группу детей, думали - они местные, ан нет, оказались велотуристами из Донецка. Семён ещё раз проверил грунтовку, она оказалась уже проезжей, идёт примерно в 300-х метрах от моря, быстренько сели на велосипеды и порулили дальше, стараясь наверстать упущенное утром. От грунтовки постоянно отходят дорожки к берегу, мы держались левее, но так, чтобы не терять море из вида (или хотя бы слышать прибой). Дорога на какое-то время отошла от берега, слева промелькнули несколько однотипных домиков и насыпь, но затем вернулась назад, заняв положенное ей место между морем и оз. Акташ. Место болотистое, но сухой сосняк встречается часто, в 20:45 встали на ночлег. Уже в темноте по грунтовке мимо нас пронеслась иномарка на скорости под 100 км/час, что смело для дороги местами напоминавшей стиральную доску Арабатки. По городу - 14 км, затем 53 км вдоль моря меньше, чем за 4 часа (неплохо с учётом пешей прогулки по берегу, добывания воды и продуктов), всего 67 км.


5 мая, Казантип - Луговое

Грунтовка со стиральной доской Пару лет назад на Арабатке мы тоже видели, как десятка два птиц сбивалось в клин для перелёта, но здесь всё было иначе - с Акташского озера за два часа поднялись и улетели на северо-запад несколько десятков тысяч птиц. Клин за клином, в каждом от трех до нескольких десятков птиц, они закрыли фигурной рябью всё небо. Вначале птицы казались (или на самом деле были) чёрными бакланами, потом появились серые утки, ещё позже удалось рассмотреть и селезней. В среднем на сотню птиц находилась одна ренегатка, которая по неизвестной причине в одиночестве летела на северо-восток, но это не сильно портило стройность картины. Утро на берегу Зрелище просто грандиозное, я очень рад, что встал в тот день так рано. Из птичьего гриппа присутствовал только один дохлый и погрызенный баклан, лежавший в 3-х метрах от нашей палатки, но мы его трогать не стали. И старались объезжать улиток на дороге, их тоже высыпали тысячи, рано утром все окрестные пеньки были облеплены ими, как опятами. А в 20 метрах от палатки я ещё и зайца вспугнул, прямо буйство дикой природы какое-то.
Рано утром по дороге проехало ещё несколько машин и мотоциклов и опять стихло. До Мысового оставалось километров десять, напоследок проскочили через недостроенный пансионат, закупили продуктов на перекрёстке и зашли на "шляпку" с левой стороны. Почти сразу встретился Андрей с помощником, оба в пятнистых штанах, демонстрировали красную книжицу и хотели с нас денег за проход. Оказалось, что заповедник расширили, и он теперь охватывает качалки кольцом. Разрешённая для прохода "экологичка" проложена ближе нефтяного поля и даже не заходит на гору Казантип, куда очень хотел забраться Семён. За 10 же гривен с носа Андрей выпишет нам пропуск для прохода Западный берег по периметру, который на руки не даст, но предупредит остальных лесников по телефону. На это Женя неожиданно быстро согласился, и мы повели велосипеды вдоль берега - ехать по камням и кочкам было крайне сложно. Добавлено Светой: На скалах, в море, на берегу - везде толпы бакланов, просто в товарных количествах, одни просто сидят, другие охотятся. Ещё сотни кружат над морем, наверно, сесть некуда. А с одной из скал они ныряли в море по очереди, изображали "гамму". Уже объехав половину заповедника, мы вновь встретили Андрея, он успел сбегать в магазин и теперь с горящими глазами торопился к остальным - в вагончик на самом верху "шляпки". Наверняка можно было с ним поторговаться. В магазине Круглая бухта на развилке пристал мужик, помимо традиционных вопросов рассказал про свой вел и за сколько он доезжает до Ленино при встречном вентре и при попутном. Пока доехали до Щёлкино - начался дождь, засели обедать в единственном работавшем баре, 117 гривен на всех с вином, но средне. Потом с полчаса ехали под дождём в сторону Ленино, немного успели подмокнуть. С основной трассы поворот к АЭС налево-назад, ездили двумя группами, в результате на выезде разминулись, Стас не подождал остальных и с двумя девчонками укатил вперёд, мы же его ждали на развилке около часа. Хотя время мы тоже зря не теряли, отмывали велосипеды от станционной глины. Особенно не повезло мне - ехал первым и решил срезать 10 метров по грунтовке, метров 5 проехал, потом 2 провёл велосипед рядом, дальше уже просто тащил на себе, колёса не крутятся - на каждом слой глины 10 сантиметров, тормоза и прочие места тоже забиты грязью, ужас, такого со мной не было даже на Гуамских говнах. Немного даже это меня внутренне напрягло - ведь очень не хотел ехать на станцию, но Семён: "Все едут, неправильно это!" frown. Хотя и ехавшим за мной досталось прилично. Вдоль канала не поехали - грязь, в Ленино (7 вечера) взяли правее, вырулили к Луговому на трассе. Там сначала купили у бабок отличный сыр, потом вместе с возвращающимся стадом потащились через всё село в магазин, в соседнем доме набрали воды. Тут опять начался дождь, похолодало, пришлось выехать в самый конец улицы на горку и поставить там палатки. За день 63 км, из них 6 по Казантипу.


6 мая, Феодосия - Старый Крым

Айвазовская, напротив а/с Света сломалась, вчерашний дождь, мокрые ноги, отсутствие возможности согреться и помыться, всё это вылилось в решение уехать немедленно frown. Заодно решила отчалить и Ксения, Семён внёс в план движения Владиславовку как точку отправки. К счастью, у Сени туго с географией, и даже намёк Жени на повороте в Батальном не смутил его, и мы закономерным образом скатились в Феодосию. Поезда в Москву ходят оттуда по нечётным дням, но есть билеты на вечерний из Симфи. Долго что-то обсуждали, Высунув нос из палатки дегустировали вино на площади, ели пирожки, но, в конце концов, перебрались на Айвазовскую, есть билеты на рейс через 10 минут. Багажник автобуса "Эталон" - лучший из всех, велосипеды в чехле встают там вертикально. Помахав платочками, двинули на трассу, до Старого Крыма тягун 16 км, довольно сильно растянулись, но я всю дорогу занимал почётное место в середине колонны. Обед хотели отложить до Старого Крыма, но голод - не тётка, подзакусили егерскими сосисками у магазина на трассе. А в Старом Крыму татарский праздник весны, на площади - музыка, поют, национальная борьба. Обедать сели в кафе, вниз по улице от магазина "Гюзель", ниже среднего - очень долго, половину заказанного принести официантка забыла, пиво вдруг "немножко сломалось"... Да и хозяин заведения проявил вдруг большой интерес к нашим велосипедам, всё выспрашивал за сколько мы их отдадим. Скатились по Калинина к стадиону, форсировали ручей и встали, как обычно, на горе над часовней. Пробег 77 км.


7 мая, Грушевка - Новый Свет

Могила Грина На трассу выехали через рынок, довольно колоритно, но без лишних понтов, всё по делу. Старое кладбище находится на трассе, метров 300 от автостанции в сторону Фео, на той же стороне, могилы Грина и Друниной присутствуют. Дождь с 9:00 до 10:30, немного переждали на а/с, потом всё же поехали. В Грушевке - налево, сначала крутой подъём до Переваловки, потом отличный долгий спуск в Судак через Дачное. Немного пообсуждали, ехать ли сразу дальше на Алушту, но необходимость отправить завтра Марину и отсутствие идей На тропу Голицина маршрутов в районе Ялты на оставшиеся 6 дней дали столь желанный результат - полуднёвка в Новом Свете frown. По дороге заглянули в "Чайку" - у них заперто, "праздничные дни". Диапазон предложений жилья в Новом Свете - Уж заросла дорожка от 15 гривен с носа у Тагира до $40 за коттедж, в середине 150 гривен за "дачку". Мы устроились за 100 гривен (5 человек) у бабы Нади (?), это метров 15 от сосны сдающих по верхней дороге к выезду из посёлка, ворота зелёными ромбиками. Двухэтажный дом, потолки метра четыре, большой бойлер (очень долго греется), терраса для велосипедов. Помыться, по тропе Голицина на Капчик (б/п), потом спать. Только Женя успел слегка "оторваться", сначала сиганул с тропы в гроте Шаляпина, потом уже в домике упал с крутой лестницы на второй этаж. К счастью, доза спиртного оказалась достаточной, и дело обошлось без травм, даже и чашка в руке осталась цела. И допоздна мужики смотрели "Семнадцать мгновений весны". Дождь начался в 6 вечера и шёл всю ночь. За полдня 46 км.


8 мая, Морское - Рыбачье

Хмурое утро в Новом Свете Ночью барометр продолжал падать, с утра в НС облачность на уровне крыш пятиэтажек, промозгло и сыро, хотя дождь прекратился. Некоторые граждане опять очень неторопливо почёсывали себе бока, в результате выехали за 50 минут до отхода автобуса, на а/с были за 10 минут, только и успели запаковать и погрузить Марину. Я отдал ей свою палатку, но взял у Семёна коробку с ремнабором. Дождя нет, около 12 часов двинулись к Алуште. Перед Морским Стас очень настаивал на повороте Ворон - Земляничное, но местные говорят, что асфальт только до Ворона, а дальше тупик, До Канаки 5 км экспериментировать при такой погоде было глупо, и мы поехали дальше. Обед в Морском, единственное кафе у развилки, сосиски с яичницей были просто несъедобны. На перевалах Судак-Весёлое и Канака-Рыбачье видимость 10 метров, остальные лишь не намного лучше, а на спуске в Рыбачье по лицу даже хлестал мелкий град. Ужинать сели около 6 вечера в баре, в Рыбачьем, Стас предлагал ехать дальше, Семён хотел поставить палатку, но победили мы с Женей - снимаем жильё. Первая же дверь в переулке: "комнаты и вино в розлив", 20 гривен с носа. Комнатки маленькие, но чистые и сухие, в одной даже телевизор. Одеяла толщиной с папиросную бумагу, 3 кровати из четырёх - продавленные панцирные сетки, на улице "пионерский" умывальник с покатым желобком слива, воду в туалет дали только перед выездом. Мужики сразу взяли литрушку вина - пить это я не мог, спирт с клубничным ароматизатором. Но зато пустили в люкс помыться тёплой водой. Дождь у моря традиционно начался в 6 вечера и шёл всю ночь, заодно дул такой ветер, что срывало листы железа с крыш, насчёт стационарного жилья мы опять правильно угадали момент. За день 61 км, на трассе много велосипедистов.


9 мая, Алушта - Ялта

Перед спуском в Алушту Вечером мужики опять смотрели "17 мгновений", утром - Парфёнова по мотивам съёмок, тронулись только в 12 часов. Рыбачье - Алушта 30 км, на последнем перевале перед спуском в Алушту видимость опять упала до 10 метров, а на самом спуске (7 км!) уже и дождь шёл, вымокли. Несмотря на праздник предварительная касса работает, билеты были только на утро 13 мая, Семён очень не хотел брать их: "может потом другие появятся.." Но мы с Женей настояли не рисковать, Так крутить легче в конце концов, билеты всегда можно поменять, потери смешные. На рынке Стас купил кровяной колбасы с гречкой, мне не понравилась, но конской не было. Ели в столовой на площади у причала, большие порции, вкусно и недорого, потом распили бутылочку портвейна на травке слева от ул. Горького. Курс 5,02 - 18,03. С обеда распогодилось, и я первый раз за весь поход смог ехать в майке. В 17:00 тронулись в Ялту, первый тягун 6 км, очень помогает воспитывать характер, советую. В Ялте на а/с много разводящих, устроились за 100 гривен с горячей водой и собственным двориком возле стадиона "Спартак", вода до 22 часов вечером и до 10 часов утром. Вечером гуляли по набережной, салюта не было, много молодёжи, явно местные, девчонки впечатления не произвели - все какие-то маленькие, одна - две пары приличных ног, вернулись в 1:30. Я спал на кухне с АОГВ и, боясь угореть, открыл форточку, всю ночь дуло, и скрипел счётчик газа. Семён, спавший в соседнем закутке, не выдержал скрипа и ушёл в соседнюю комнату на двуспальную кровать к Евгению. За день 70 км.


10 мая, Симеиз - Понизовка

Небольшой оползень В этот день был установлен рекорд начала движения - 12:45. Стас с Женей традиционно очень долго вставали, подействовала лишь угроза остаться без умывания. Опять решили помыть велосипеды, Семён выправлял восьмёрки на обоих колёсах, которые оказались грыжами на покрышках (наверно, перекачал американским насосом Стаса). Со второго этажа, тем временем, спустились ещё двое в коротких штанишках, у одного тоже Kona, они тут живут стационарно и делают кольцевые вылазки без рюкзаков. Подъём к дороге - полтора километра, там ещё идёт 15-я маршрутка, крутизна обозначена 20%, и это правда Вид из Кацивели frown, пересекли Суворовскую ул., невольно вспомнился переход через Альпы. До главной трассы так и не добрались, но в нужную сторону идёт несколько дорог, оно и лучше - меньше машин. На нашей было два отворота направо (вверх), сначала - к горбольнице, потом - к трассе, мы оба раза предпочли остаться внизу. Обнаружили середину Солнечной Тропы и доехали по ней до Р. Люксембург, потом снова по бесконечному Севастопольскому шоссе. Проехали Кореиз, над Алупкинским парком закусили копчёным палтусом с сухеньким, и, неизбежно-закономерно, выскочили на трассу. Но почти сразу свернули в Симеиз, где и засели обедать в "Селяме". Кормят там хорошо и недорого, 151 гривна с вином, хотя меню весной усечённое. Мимо Кошки - в Кацивели, закупили продуктов, варенье из инжира и потихоньку поехали в Понизовку, где я пытался отогнать свору собак от замыкавшего колонну Жени, но метров с двадцати попал ему камнем строго в темя frown. На выезде из Понизовки Стас настоял на ночёвке, пришлось закончить ходовой день в 18:45 Москвы. Устроились слева от дороги на склоне, хорошая полянка между двумя недостроенными пансионатами, внизу берег уже размечен бумами, справа видны пограничные локаторы. Получилось даже немного позагорать в лучах вечернего солнца, пока Стас с Женей ходили за водой в Кацивели. На велокомпьютере 30 км - тоже рекорд.


11 мая, Орлиное - Балаклава

Закуток для ночлега Вечером и утром всё быстро покрывалось желто-зелёной пыльцой, хотя цветущих растений не видно. Тронулись в 10, полтора километра до трассы, немного по ней и у Бекетова снова вверх. Потеряли на подъёме Женю, т.к. ехавший предпоследним Семён оторвался за пределы визуального контакта и не подождал на развилке, а Женя не заметил подъём и уехал в посёлок, где славно покатался, разыскивая нас. Ситуация на 100% повторила предыдущий день, когда у "Селяма" после недолгого обсуждения прозвучало решение: "Едем вверх", От Понизовки на трассу но я замешкался с фотоаппаратом, в результате вырулил на уже пустую аллею "голых мужиков", проскочил за Кошку, вернулся, прокатился по Красномаякской вверх, вернулся по аллее к "Ксении", и только тут из "Ежей" наконец вылез и замахал руками Семён. А подъём от трассы на верхнюю дорогу хорош, вот только кончается действующим карьером frown. Проезд по дороге официально закрыт из-за оползней, табличка даже предупреждает о шипах, мимо нас туда проехал УАЗик "Оперативной оползневой службы", но единственное реально непроходимое для машин место - высшая точка дороги, откуда начинается хороший длинный спуск до Подъём к Байдарским Воротам пересечения с подъёмом от Фороса к Байдарским Воротам. Только на несколько минут остановились у Шайтан Мердвена, сильно удивила большая куча мусора в метре от памятника партизанам. Поднялись на перевал, быстрый спуск 5 км в Орлиное, у остановки 2 чебуречных заведения, сели в дальнем, на дастарханах. Полный обед с пивом 96 гривен, и снова вперёд, на трассу выскочили перед Гончарным, объехав таким образом Ласпинский перевал. У Золотой Балки свернули налево и затем вниз, в заводском магазине купили бутылочку розового полусладкого шампанского, забавно. Начался дождь, в Балаклаве зашли в дайвинг центр, там нам вызвонили Ольгу Дмитриевну, тел. 8-0692-637241, у неё большая квартира в третьем ярусе, чуть ниже новой многоэтажки с красной крышей и правее Центра детского творчества, ул. 7 ноября, 100 гривен с горячей водой. Потом нашли в баре красный портвейн Массандры "Массандра", и душевно распили его на набережной, 28 гривен, очень хорош, даже с солёно-копчёной килькой и чёрным хлебом в качестве закуски smile. За день 59 км.


12 мая, Айя - Севастополь

Балаклава Прогулялись по верхней тропе в сторону мыса Айя, 2 часа туда и столько же обратно. После Серебряного пляжа появилась синяя разметка, потом красная, затем тропа выскочила на грунтовую дорогу около щита "Заповедник мыс Айя", ещё минут 20 прошли по ней до перевальчика. Особой радости от прогулки не получили - сплошная облачность На тропе к Айе лишь в редкие минуты позволяла видеть берег, а чаще и на тропе видимость не превышала 10 метров frown. До 5-го километра на велосипедах 40 минут, подъём обозначен 12% - не похоже, очень бодро въехал на 1-3. В Севастополе пробки, но до вокзала доехали за 25 минут, на отходящий через час московский поезд есть только купейные билеты. Какая-то тётка у входа предлагала устроить без билетов, но мы решили не рисковать. В Балаклаве и Севастополе местные девчонки лучше, чем в Ялте. Ели в "Трактире", потом Семён потащил нас в музей Херсонес ночевать, он почему-то был уверен, что там без проблем можно поставить палатку. Милиционер на входе радостно согласился, но потребовал по 10 гривен с носа. Начали объезжать это безобразие и, по совету местных, вышли на заднюю калитку музея, охрана там только с 9 утра до 6 вечера. Сворачивать нужно от кинотеатра с надписью "Dolbi", потом налево. За полдня 32 км.


13 мая, отъезд

Как в старые времена Ночь была очень жаркой, пришлось снять с себя дополнительную одежду и полностью расстегнуть спальник. Немного смущал милицейский УАЗик на самом конце мыса, всю ночь было слышно, как там хлопают дверьми, соответственно и наш молодецкий храп должен был достигать их ушей, но всё обошлось. Утро на Графской Я неосмотрительно лёг головой в одну сторону с Женей, который неожиданно заглушил даже Семёна, в результате я не спал с 1:30 до 4:00. А он оказывается из-за меня не спал до полвторого frown. Надо бы женщин между нами класть для разрядки smile. Когда вылез из палатки утром, то столкнулся с местным велосипедистом, который потихоньку гнал зайца аж от главного входа. Встали рано, прокатились по просыпающемуся городу, Приморский бульвар, Графская пристань, до вокзала намотали 10 км. Слева от автовокзала торговые ряды, гастроном и хороший винный. Бельё 45 рублей или 10 гривен, пакетик чая 6 рублей.


Заключение

Напоследок хочется сформулировать итоги.

Некоторые мои субъективные выводы.


Тахир

Используются технологии uCoz